«Путеводитель» в море богословской литературы.
Есть книги – верные друзья, есть – учителя. К одним возвращаешься постоянно, а другие ложатся кирпичиками в основание фундамента.Вот первый такой кирпичик:
ХРИСТИАНСКИЙ КАТЕХИЗИС ПРАВОСЛАВНОЙ КАФОЛИЧЕСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ.
Митрополит Филарет 1839 год.
Я не привожу здесь издательства, т. к. имела счастье читать учебное издание с подписями учеников семинаристов, ныне священнослужителей. На полях карандашные пометки с выделением главных мыслей – это книга была сама как реликвия.
Познание истинного Бога и правая вера в Него. Жизнь по вере и добрые дела.
Вот содержание этой книги.
Ее нельзя просто прочитать, с ней надо пожить, прочувствовать. Задавать себе вопросы, выписывая в тетрадку и находя в этой же книге ответы.
Эта книга, просто должна быть на книжной полке каждого православного.
Вторым кирпичиком я назову:
ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК
Повести и изречения Богоносных отцов это - перлы и бисер многоценный."Авва Аммон", говорится в одном Патерике, "спросил однажды старца Пимена: если будет нужно говорить с ближним: то как тебе кажется - лучше ли говорить с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях старцев? Старец сказал ему в ответ, если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Священном Писании. Ибо говорить о Священном Писании не мало опасности."
Рассказы мужей, достигших ангельского жития и созерцания помогут понять, как жить, чтобы спастись. На ощущение недостижимости подвига христианских подвижников они же нам и отвечают:
"Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцев наших".
ПУТЬ ОТЦОВ
А.Амман
Краткое введение в патристику. Издательство Пропилеи, Москва, 1994годВ книге прослеживается развитие христианства в послеапостольский период со II по V век.
Священнослужители, мученики и путешественники, создатели богословских сочинений. Это их словами мы молимся сегодня, а крылатые выражения, оказывается имеют своих авторов.
"Душа по природе своей христианка" - это слова Тертуллиана, жившего в III веке.
Святой Иустин Римский вводит Платона в церковь. Он утверждает, что философы были христианами, сами того не зная. Он дал первое описание литургии.
Святой Иустин Римский, живший во II веке, описал таинство крещения. Тертуллиан и Киприан с помощью юридических понятий создают язык богословия.
"Никому не дано назвать Бога Отцом, не назвав церковь матерью" - это слова святого Киприана Карфагенского, жившего в III веке.
Когда появился "Символа веры", где проходил I Вселенский собор и еще много интересного и поучительного в этой книге.
ВЕК КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО
Якоб Буркхард
Москва, Центрполиграф, 2003 год.В книге даны сравнительные характеристики Римских императоров от Трояна (98-117) до Юлиана (361-363). Столкновение интересов императора, сената и армии. Отношение к христианам. Родословная Константина. Император, прекративший гонения на христиан. В его императорском дворце проходил I Вселенский собор. А сам он не будучи еще крещен, говорил вступительную речь.
Борьба с Арианской ересью. Первые христианские отшельники - египтяне и жители Палестины. Рождение Византии. Возведение роскошных христианских храмов в Палестине (Иерусалиме, Вифлиеме...) Первые "паломники". Это интересно!
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
Собрание сочинений
Неисправимый романтик, он откровенен в тревогах и переживаниях. Он был прирожденный христианин, из тех избранных натур, кто вовсе не подвластен борению темных страстей.
Основатель догматического богословия. Этот его перу принадлежит догматическое учение о Лицах Святой Троицы.
Его мысли понятны, а слова легко запоминаются.
"Тайна спасения - для желающих, а не для насилуемых".
"У Бога обителей много. Разные роды жизни и избрания ведут к той или другой обители по мере веры".
"Бога, что Он по сущности, никто из людей никогда не находил и, конечно, не найдет". (Познаем некогда, насколько сами познаны. IКор.13,12)
"Слова самого Спасителя - истинной Премудрости. Не имеет причины - Божество. Божество неименуемо"...
О НЕБЕСНОЙ ИЕРАРХИИ
Дионисий Ареопагит
"Глаголъ" издательство Русского христианского гуманитарного института, "университетская книга", Сп-Б, 1997 гЭта книга приоткрывает завесу над многими тайнами, но сама остается загадкой. Имя автора и время написания остаются предметом споров.
Но, начиная с VI века этот труд является бесспорным авторитетом, на него опираются как на надежное основание защитники иконопочитания.
Дионисий Ареопагит дает описание небесного горнего мира. Описывает и истолковывает церковное священнослужение.
Объясняет порядок небесных сущностей, их численность, обозначение зримых изображений ангельских сил.
ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
Творение святого Иоанна Дамаскина
Братство святителя Алексия, Издательство "Приазовский край", Москва - Ростов-на-Дону, 1992 гВот что говорится об этой книге в предисловии переводчика:
Иоанн Дамаскин уподобляется пчеле заботливо и тщательно собирающей "приятнейший мед" с "цветов мыслей", принадлежащих многочисленным христианским писателям. Он по истине - уста и толкователь... всех богословов.
А еще И. Дамаскин изучил философию Аристотеля. Это образовало в нем мыслителя отчетливого, точного в своих понятиях и словах.
Творение И. Дамаскина "далеко выше всех" и по истине "составляет особую эпоху в истории догматической науки".
Иоанн Дамаскин жил в эпоху до разделения церквей и его творение - последнее и напутственное слово от лица древней вселенской церкви всем дальнейшим догматистам...
КАНАННИК или ПОЛНЫЙ МОЛИТВОСЛОВ
Издательский отдел Московского Патриархата, Москва, 1994 годНа книжных прилавках огромное количество разных молитвословов. Трудно сориентироваться. Приведу преимущества указанной мною книги:
1. Текст написан на старославянском языке
2. Предназначена для ежедневного совершения домашнего молитвенного правила и для подготовки к причащению Святых Тайн
3. Включает весь суточный богослужебный круг. Т.е. позволяет самостоятельно "вычитать" пропущенную службу
ЛИТУРГИКА
Архимандрит Кирпиан (Керн) доктор церковных наук.
Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва, 1997 год.Эта книга о строе богослужения и его внутреннем содержании. В ней не просто дается объяснение богослужебных терминов, но изложена история их происхождения, и причины исторических изменений.
История церковного песнотворчества и песнотворцев, церковных праздников, церковного календаря и месяцеслова.
Небольшая по объему, со стройно изложенным материалом, она даст представление о путях развития богослужебного устава от Пахомия Великого (+348) до современного Типикона.
На сайте есть страница "Из лекции по литургике..."
ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС
Проповеди Иохана Таулера
перевод И.Прохоровой.
Издание Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2000 гИохан Таулер (1300-1361) немецкий богослов-мистик, проповедник и наставник.
В 15 лет, отказавшись от богатого отцовского наследства, вступил в Доминиканский монастырь в Страсбурге. Все о чем он говорил, основывалось на его собственном опыте, было для него живой действительностью.
Монашескому бегству от мира он противопоставлял задачу преодоления мира. Он учил - Царствие Божие следует искать там, где оно спрятано - в глубине души. Внутренний человек по сути своей, подобен храму Божию. Кто это сможет почувствовать, тот устремится на встречу с Ним. О том, как не свернуть с выбранного пути, преодолеть оковы мира. Что поможет, укажет путь к свету. О дарах Духа Святого и празднике Вечной жизни.
Вот кратко о чем эта книга, а внутреннюю поэзию и любовь почерпните на ее страницах.
АРИСТОТЕЛЬ
Никомахова Этика. Большая Этика. Политика
Cочинения в 4-х томах, Том 4, Москва, 1983годВ этических сочинениях последнего периода жизни и деятельности (336г до н.э. - 322г до н.э.) древнегреческого философа формулируется идея о единстве души и тела. О том, что душа главенствует и придает смысл и цель жизни. Этика - учение о нравственности, о реализации человеком смысла жизни, развитии его способностей, совершенство его жизни, достижение человеком высшего блага.
При этом Аристотель явно расходится со своим учителем Платоном в определении роли человека в достижении "блага". Аристотель сделал человека самого ответственным за свою судьбу и благополучие. У Платона этика вела к отрицанию земной жизни, созданию "идеала". У Аристотеля, человек "выбирает" себя, "творит" себя. У него в человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели и высшему благу, как конечной цели. Аристотель связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей.
Добродетель склада души по нему - выбор середины в поведении и чувствах, выбор между избытком и недостатком. При этом "середина" у каждого своя. Стагирит высоко ценит античные традиционные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, а также дружбу. Анализирует и исследует человеческие пороки и причины их возникновения.
Какими должны складываться государственные отношения для взаимной пользы. Какая власть - лучшая, в чем добродетель государства. Все это в политике Аристотеля.
Наверх На главную страницу
На карту сайта