"Православное богослужение представляет цвет и плод древа жизни Церкви христовой" - этими словами ректора
Московской Духовной Академии прошлого столетия, прот. А.В.Горского начинаем разговор о нашем богослужении.
Литургическое богословие выражено в нашем богослужении, в наших церковных песнопениях, иконографических композициях, последовании праздников,
таинств и вообще во всем церковно-служебном обиходе.
В древней Византии и Москве, когда еще не существовало систематических богословских школ (семинарий и академий), общество, тем не
менее, было весьма образовано в смысле богословском, так как получало это свое образование в церкви, где с церковного клироса оно
слушало песнопения, поучительные чтения из святых отцов и аскетических писателей и таким образом получало свое богословское назидание.
- Богослужение выражает наши религиозные переживания, нашу веру в Бога, нашу набожность.
- Богослужение является и приобщением к искупительному подвигу Господа Христа, проводником благодати в мир и к отдельным людям.
- Богослужение имеет характер поучительный, содержа огромное богатство песнопений, переплетенных с чтениями их Ветхого и
Нового Заветов, с поучениями святых отцов, аскетических сборников и житийной литературы, является
источником богопознания и углубления в истины православного богословия.
Внутреннее содержание богослужебного материала содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии.
В гимнах Церковь устами своих учителей, писателей и вдохновенных поэтов излагает свое учение по догматическим вопросам.
Библейский песенный материал - это тексты из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Заветов.
Все наше богослужение пронизано ветхозаветным материалом. Целые песни и отдельные стихи псалмов, слова пророчеств и ветхозаветные
образы наполняют наше богослужение.
ПСАЛМЫ`
Псалмы очень рано вошли в наше богослужение - это жемчужины всечеловеческой поэзии.
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ
Библейские песни являются второй основой нашего православного песнотворчества. Это суть гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками
по поводу наиболее великих событий в жизни их и целого Израиля.
Богослов, проф. Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович
считает их излияниями высочайшего религиозного одушевления, лучшей частью, цветом библейской поэзии, ставит их даже выше псалмов.
Всего их в Библии записано 12, но не все они вошли в состав нашего богослужения.
Эти ветхо- и новозаветные песни вошли в наше богослужение как основа нашего позднейшего гимнографического творчества - канонов.
АНТИФО`НЫ
Антифоны - древнее понятие нашей литургической практики, способ исполнения тех или иных псалмов или гимнов и обозначение отдельных
песнопений или частей песенного материала.
Название это происходит от "анти" и "фоно" и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора.
Происхождение этого способа пения древнегреческое; оно было известно в древней драме и оттуда перешло и к церковному обиходу.
В известные дни христиане до восхода солнца пели в честь Христа свои песни попеременно, т.е. антифонным способом.
Песнопения, исполняемые антифонно, закрепились на языке нашего Типикона (регулятора богослужебной жизни) в таких терминах:
1. Антифоны Псалтыри
2. Антифоны изобразительные или вседневные
3. Степенные антифоны
4. Праздничные антифоны
ИПАКО`И
Ипакои - древнейший церковно-гимнографический термин.
Происходит это слово от греческого глагола - прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным.
В беседах на Псалмы 111, 117 и 144 Иоанн Златоуст говорит о псалмах, имеющих ипакои, те есть припев
"аллилуия".
По настоящему нашему Уставу V на воскресной утрени после Полиелея, положены Ипакои. Поются Ипакои и на воскресном повечерии, воскресной
полунощнице и в великие праздники, после 3-ей песни канона.
Во время их исполнения
положено стоять.
ТРОПА`РЬ
Тропарь - древнейшее песнопение, с которого наша гимнография начала свое развитие.
Древние способы пения, "лады": лидикийский, миксолидикийский, иполидикийский, фригийский и т.д. назывались "тропами".
Тропарь - песнопение, не взятое из Священного Писания. Это единственное песнопение древневизантийского богослужения.
В современном уставе известны:
1. Отпустительные тропари
2. Тропари канона
3. Тропари на "Господи воззвах"
Тропари имеют свой нарочитый напев в каждом гласе.
КОНДА`К
Кондак, в нынешнем виде - небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь, поемое по тропарной мелодии и
помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канонов. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии.
В древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении.
Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказать,
целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике - это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающихся
в одну общую тему. Он состоял из: начальной строфы "куколя", написанной одним, необычайным для всего произведения,
размером; икосов, числом чаще всего 24, написанных одним общим для всех размером и припева в один-два стиха. Припев этот
является последней фразой вступительной строфы, "кукуля". Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих,
"краегранесио".
Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (491-518).
Кондаки его схожи с проповедями, их содержание не было связано ни с какой заранее заданной темой и позволяли их автору
свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивало основную мысль праздника
или жития данного святого, богословствовало в стихах.
Наш теперешний кондак - это только первая строфа, "куколь", которая дает только основную тему.
Современное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевания священнического. Обычный кондак (куколь)
"Со святыми упокой" сопровождается не одним только икосом "Сам Един еси бессмертный", но всеми 24.
АКА`ФИСТ
Акафист, или "неседальная песнь" - поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и
существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного "кондака" с определенным окончанием; или припевом и 24-х
за ним следующих строф, но не "икосов" только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков;
при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом "аллилуиа".
Литургическое употребление Акафиста предписано нашим Типиконом в 5-ую субботу Великого Поста на утрени, так называемая
"Похвала Богородицы".
СТИХИ`РА
Песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам.
Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения.
Это:
1. Стихиры на "Господи воззвах",
2. Литийные стихиры,
3. Стихиры на стиховне,
4. Стихиры на "Хвалитех".
КАНО`Н
Канон - это сложная цепь разных ветхозаветных гимнов, переплетенных с христианскими песнопениями.
Самое знаменитое творение в этой области надо признать "Великий канон" св. Андрея Критского (650-726), исполняемый в
четверг 5-ой седмице Великого Поста целиком и в первые четыре дня первой седмицы, разделенной на четыре стадии. Великим он
назван по своей длине: всего по 250 строф или тропарей.
В современном их облике каноны состоят из следующих основных частей:
1. девять (кроме как в Великий пост) песен;
2. каждая песнь составлена из:
ирмо`са - образца метрического и мелодического и содержания, это - идеологическая
связка между данной песнью канона и песнью библейской;
тропари` - нанизывающихся на ирмос, и в смысле ударения, количества слогов и напевов приставленных в ряд к данному
ирмосу;
катава`сия - тот же ирмос, но не начинающий собой ряд тропарей данной песни, а ее заключающий. В монастырском
обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба сходят со своих возвышений,
выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос;
3. стихи библейских песен, припевавшиеся раньше к каждому тропарю, заменились припевами на темы библейских
песен;
4. акрости`х, или краегранесие, не имеющий никакого употребления, но важный часто для определения автора канона
или времен его составления.
СЕДА`ЛЕН
Песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. Исключение составляют седальны, которые поются
на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий. Седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение или
после чтения какой-либо "кафисмы" Псалтыри. По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям.
СВЕТИ`ЛЕН
Светилен, иногда называемый Эксапостиларий, есть песнопение, заключающее собою канон.
Значение имени этого песнопения говорит или о свете божественном, воссиявшем от гроба Господня, или о свете, просвещающим нас
(постные, триодные светильны).
ПРОКИ`МЕН
Стих псалма, предшествующий чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с
соответствующим к чтению содержанием на вечерне, утрени или на часах.
АЛЛИЛУА`РИЙ
Также стихи псалмов, предшествующие чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранные для этой цели с
соответствующим к чтению содержанием на литургии, и он только тогда, предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было
чтение Апостола. Это стих с прерывающим его аллилуия (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия.
ПРИЧА`СТЕН Причастен или "киноник" - это стих какого-либо псалма, который поется во время причастия священнослужителей
в алтаре. Напев его торжественно-медленный, соответствующий таинственному моменту причащения клириков.
ПОЛИЕЛЕ`Й
Полиелей, т.е. "многомилостивый", есть техническое выражение нашего богослужебного устава, применяемого к двум псалмам (134-135),
поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательным чтением их свв. отцов и перед чтением
праздничного или воскресного Евангелия. Назван так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной
и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т.д.
НЕПОРО`ЧНЫ
Непорочны - литературный термин для обозначения одной из кафисм Псалтыри (17-й) или, иными словами, 118-го псалма, целиком
составляющего эту кафисму.
САМОПОДО`БЕН
Это - песнопение, которое имеет свои собственные способы метрики и мелодии и не пользуется метрикой или мелодией какой-либо
песни, но, наоборот, является само метрическим и мелодическим примером для иных песнопений.
САМОГЛА`СЕН
Это - такое песнопение, которое само не пользуется чужими способами метрики или мелодии, но и другим не служит прототипом,
образом.
ПОДО`БЕН
Это - такое песнопение, которое само не служит образцом, но пользуется другим песнопением "самоподобным" образцом для себя.
Церковь, как Бого-человеческое Тело, живет и развивается в своих формах, не изменяясь по своей божественной природе.
Среди наших церковно-богослужебных книг первое место занимают бесспорно Октоих и обе Триоди. Имена первокласных поэтов (Иоанна Дамаскина, Иосифа Студита, Феофана
"Начертанного", Павла Аморрейского, Льва Мудрого и некоторых других), вложивших
богословское содержание в первую из этих книг, свидетельствуют о ее высоком достоинстве. По этой книге можно учиться догматическому
и нравственному богословию.
Постная Триодь, "училище благочестия", как называл ее проф. Дмитриевский, учит нас астетике и нравственному богословию.
Цветная Триодь говорит о торжестве Воскресения, Вознесения, дарах Святаго Духа и о явлениях Спасителя.
Закончим словами архимандрита Антония Храповицкого: "Известно, что в первые века христианства молящаяся церковь стремилась
все стороны жизни личной и общественной проникнуть духом благодати; таково содержание молитв, вошедших в Служебник и Требник.
Затем, после V века, преимущественным содержанием молитв сделалось толкование слов св. Библии и догматизм; это вторая, низшая
ступень богослужебного творчества, хотя еще исполненная высоких созерцаний и духовного восторга. Наконец, в дальнейший
византийский период церковной истории в религиозном сознании начинает преобладать более мрачный, исполненный рабского страха
характер, и содержание молитв становится исповедание ужаса загробных мучений и моления к Богу и особенно к Богородице об избавлении от них".
Архим. Киприан Керн
Литургика.
Гимнография и эортология.
Наверх
На главную страницу
На карту сайта