Олег ПЛАТОНОВ

ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ
(Правда о Григории Распутине)

«Воскресение»
Санкт-Петербург 1996

ОГЛАВЛЕНИЕ

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
ПРЕДИСЛОВИЕ
НАЧАЛО ПУТИ
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
ТРАДИЦИИ СВЯТОЙ РУСИ
ЗНАКОМСТВО С «ВЫСШИМИ СФЕРАМИ»
ДЕЛО О «ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СЕКТЕ ХЛЫСТОВ»
«ДЛЯ НАРОДУШКА ЖИТЬ НУЖНО»
Слово Григорию Распутину: мысли из дневника
С ЦАРСКОЙ СЕМЬЕЙ
Слово Григорию Распутину: великие торжества в Киеве
ЧУМА XX ВЕКА
ТРАВЛЯ
РАСПУТИН И МЕСТНОЕ ДУХОВЕНСТВО
ПРОХОДИМЕЦ ИЛИОДОР
«Я ВЕДЬ ЗА МУЖИЧКОВ»
ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО
ПОКАЗАНИЯ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА
ЗАГОВОРЩИКИ
«Я ВЫШЕЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ ИЗ ЭТОЙ БОРЬБЫ»
ДНЕВНИКИ НАРУЖНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
КРУГ ЗНАКОМСТВ
ПОЧИТАТЕЛИ
АФЕРИСТЫ
Слово Григорию Распутину: посещение воспитательного дома
В МОСКВЕ
В РОДНЫХ МЕСТАХ
ПОСЛЕДНИЙ ГОД
УБИЙСТВО
СОЗДАНИЕ РАСПУТИНИАДЫ
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ...
Г.Е. РАСПУТИН ЖИТИЕ ОПЫТНОГО СТРАННИКА (Май 1907 год)

Г.Е. РАСПУТИН «МОИ МЫСЛИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ» Петроград, 1915 год
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ и вызванные им размышления по религиозным вопросам

ИЗБРАННЫЕ МЫСЛИ. ПИСЬМА И ТЕЛЕГРАММЫ ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ с высказываниями Григория Распутина (1907 — 1916 гг.)
КОПИИ ТЕЛЕГРАММ И ПИСЕМ Г.Е. РАСПУТИНА ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ 1905 — 1916 гг.
ИЗ РАЗНЫХ ПИСЕМ И ТЕЛЕГРАММ

ПОКУШЕНИЕ НА УБИЙСТВО

(Распутин, конечно, заблуждался, когда говорил, что не найдется человека, способного поднять на него руку. Он рассуждал по себе: «Если любишь, не убьёшь». Но в России того времени была масса людей, живших не любовью, а ненавистью, и прежде всего ненавистью к исторической России и ко всем, кто её поддерживал. Больше всего их было в образованном обществе, которое в значительной своей части одобрило кровавый бандитский террор революционеров. Акции убийства, как правило, не осуждались, а считались вполне приемлемыми способами борьбы с представителями «реакции и мракобесия». Как это ни странно, значительное число убийц-террористов вышло из среды священнослужителей и людей, считавших себя близкими к Церкви. Дух ненависти проникал в самые глубины национальной жизни, парализуя духовные идеалы Святой Руси.
В те тревожные предвоенные месяцы в России было немало групп людей, мечтающих о физической ликвидации Распутина. Своей неуемной деятельностью и близостью к царю Распутин ущемил интересы определенной части высших слоев госаппарата, духовенства и даже некоторых представителей Дома Романовых.
Не в меньшей степени в ликвидации Распутина были заинтересованы силы, втягивающие Россию в мировую войну — от «военной партии» при царском дворе (прежде всего Великого князя Николая. Николаевича и К°) до зарубежных поджигателей будущей бойни, от революционных кругов, мечтающих о разрушении России (Ленина и К°) до масонских членов Государственной думы (Гучкова, Керенского и К°). Каждый из этих сторонников войны помнил роль Распутина в балканских событиях, убедившего царя не участвовать в военных действиях.
Поэтому нити заговора на жизнь Распутина неизбежно тянутся к одной из этих сил.
Первая попытка физического устранения Распутина предпринимается ещё в 1912 году. «В последние месяцы моего директорства при Н.А. Маклакове, — пишет Белецкий, — когда августейшая семья находилась в Ливадии и Распутин был вызван в Ялту, от Ялтинского градоначальника, покойного генерала Думбадзе, пользовавшегося особым расположением Государя и бывшего под большим воздействием генерала Богдановича (входившего в ближайшее окружение В.к. Николая Николаевича. — О.П.), который протежировал Думбадзе, мною была получена шифрованная телеграмма с надписью «лично» приблизительно следующего содержания: «Разрешите мне избавиться от Распутина во время его переезда на катере из Севастополя в Ялту». Расшифровал эту телеграмму работавший в секретарской части департамента полиции А.Н. Митрофанов, посылая мне на квартиру шифровку, предупредил меня по телефону, что телеграмма интересна. Я, подписав, препроводительный бланк, послал её срочно с надписью: «В собственные руки Н.А. Маклакову» — и затем по особому — для разговоров только с министром — телефону, спросил его: не последует ли каких-либо распоряжений, но он мне ответил, что «нет, я сам». Какие были посланы указания Думбадзе и были ли посланы, я не знаю, но приезд в сопровождении филеров состоялся безо всяких осложнений. Этой телеграммы в деле нет, так как Н.А. Маклаков мне её не возвратил, а Митрофанов по расшифровке порвал подлинник...»
Думбадзе хотел привезти Распутина в железный замок, стоявший за Ялтой над морем, и сбросить его оттуда.
По каким-то причинам это покушение сорвалось.
Новое покушение на убийство Григория Ефимовича Распутина произошло в селе Покровском в три часа дня 29 июня 1914 года. До начала первой мировой войны оставался месяц и два дня.
Через несколько часов исправник Скатов направляет прямо в Петербург в департамент полиции телеграмму. (Хранится в ГАРФ.)
«Петербург, департамент полиции.
Три часа дня 29 июня Покровском Григорию Ефимовичу Распутину Новому, вернувшемуся Петербурга вечером накануне, улице, около его дома, куда он вышел послать телеграмму, нанесена рана живот кинжалом сызранской мещанкой Хионией Кузьминой Гусевой, 33 лет, проживающей Царицыне... Гусева задержана, преступлении созналась, заявив, приехала Покровское убить Распутина Нового религиозным побуждениям, участников не было, Гусева их тоже отрицает, проверка подозрительных Покровском более нет, здесь оказался петербургский корреспондент газеты Курьер крещеный еврей мещанин Литовцев Киевской (губернии) Вениамин Борисович ДУВИДЗОН... без паспорта удостоверения метрикой причта церкви Вилинского Воспитательного дома крещение телеграммы курьера запросил Петербургское сыскное отделение личности Дувидзона. Пострадавшему сделана операция. Наблюдает врач, рана порядочная, положение пока неопределенное. Исправник СКАТОВ «.
Архивные материалы — сотни страниц, написанных от руки и только изредка отпечатанных на машинке. Через почерки людей другой эпохи порою пробираешься как через дремучий лес. Попробуем сначала дать общую картину преступления, как она излагается в многочисленных документах, а затем приведём некоторые, наиболее важные, протоколы допросов и освещение этого дела в печати того времени.
Распутин вернулся в Покровское из Петербурга вечером 28 июня. По дороге заезжал в Ялуторовск к своим друзьям Патушинским.
29 июня около 3 часов пополудни разносчик телеграмм Михаил Распутин (родственник Григория Ефимовича) принёс телеграмму и ушёл. Григорий Ефимович, по-видимому, решил дать ответ и побежал догнать Михаила. Выйдя за ворота, он кликнул его. В этот момент к нему подошла мещанка Хиония Кузьминична Гусева и низко поклонилась. Григорий Ефимович со словами «не надо кланяться» хотел было подать ей милостыню. Гусева, воспользовавшись этим моментом, выхватила из-под платка остроотточенный, обоюдоострый кинжал и ударила Григория Ефимовича в живот. Распутин вскрикнул: «Ох, тошно мне», побежал по улице от дома примерно на 108 шагов. Гусева преследовала его с кинжалом в руках. Григорий Ефимович на бегу схватил с земли палку и ударил Гусеву по голове. На помощь подбежал народ и задержал преступницу. Один из крестьян, Степан Подигивалов, сильно толкнул Гусеву так, что она упала левой рукой прямо на кинжал, ранив себя ниже кисти. Гусеву сразу же арестовали и отправили в каталажку Покровского волостного правления.
Распутину оказали срочную помощь врачи Иевлева, Высоцкий и хирург Владимиров. Операцию провели прямо в доме Распутина. Хотя она прошла успешно, у врачей не было полной уверенности, что Распутин выживет. Они не могли определить, ранены или нет тонкие кишки.
Хиония Куэьминична Гусева, в возрасте 33 лет, место рождения — г. Сызрань Симбирской губернии, место прописки — Сызранская мещанская управа, место постоянного жительства — г. Царицин, в 3-й части по Балтийской улице, д.№ 3 Пелагеи Заворотковой; мещанка, знаков отличия не имеет, русская, православная, малограмотная — девица, швейка, других определенных занятий не имеет, имущественного обеспечения нет, особые приметы — отсутствие носа, а на его месте неправильной формы дыра, как последствие болезни. Пелагея Завороткова приходилась Гусевой сестрой, в доме с ними жила ещё дочь сестры — Мария.
Гусева себя признала виновной сразу же. Она заявила, что узнала Григория Распутина, так как видела его, когда он в 1910 году приезжал в Царицын. В течение недели он посещал дом Натальи Емельяновны Толмачёвой, в котором Гусева жила келейницей и читала вместе со своими подругами псалтырь и сорокоуст. Здесь они встречали старца Григория «со славой» и благоговением, так как он был принят архиереем Гермогеном, который приказал Илиодору водить Распутина по частным домам. Дома, рассказывает Гусева, Распутин поссорился с Гермогеном и Илиодором. Уезжая, Григорий обещал приехать, но долго не приезжал. На вопрос Гусевой: «Почему старец не едет?» — Илиодор ответил, что Распутин — распутник и развратник. Что он оклеветал Гермогена и Илиодора, мол, они хотят его, Распутина, убить будто бы за то, что оба пострадали за напечатание в газетах о его, Распутине, жизни. Все это, а также статья в газете «Свет» под заглавием «Илиодор и Гриша», в которой была «подробно изложена жизнь Григория Распутина-Нового» и его развратного поведения, убедили её, что Григорий Ефимович Распутин — лжепророк, и она, ревнуя о правде Христовой, решила его убить, подобно тому, как св. Илья-Пророк ножом убил 400 лжепророков. Чтобы привести в исполнение задуманное, она в Царицыне на базаре купила у неизвестного лица за три рубля кинжал и уехала в Покровское, куда прибыла 21-22 июня. Так как Распутин в то время жил в Петербурге, она устраивалась на квартире разных крестьян в виде странствующей нищенки, которым говорила, что приехала в Покровское повидать старца Распутина, о котором идёт слава, как о прозорливом старце. От дочери своей хозяйки 29 июня она узнала, что Распутин дома и был в церкви. Взяв кинжал, она пошла с целью привести в исполнение задуманное и ожидала его появления на завалинке у волостного правления, расположенного рядом с домом Распутина. Ожидания её были не напрасны. После полудня старец вышел на улицу, а она двинулась ему навстречу и, поравнявшись с ним, один раз ударила его в живот. Потом, теперь уже по её словам, она погналась за ним, чтобы нанести ещё один смертельный удар, но в этот момент Распутин схватил оглоблю и ударил её по голове, так что она упала, ранив левую руку. Соучастников у неё, утверждала на первом допросе Гусева, не было, убийство задумала она одна.
Вечером допросили и самого Распутина. Распутин подтвердил все установленные факты. По поводу Гусевой сказал, что её не знает и никогда не видел, но предполагает, что её подослал Илиодор, который в последнее время злился на него и писал про него всякие пакости.
Приступая к дознанию, исправник немедленно проверил население с. Покровского с целью установления, не имеется ли ещё лиц без документов или подозрительных. Из подозрительных здесь оказался только сотрудник редакции «Петербургского курьера», мещанин г. Липовца Киевской губернии Вениамин Борисов Дувидзон, у «коего установленного вида на жительство не оказалось».
Присутствие Дувидзона в селе на момент покушения первоначально вызвало у полиции подозрение в причастности его к этим событиям. Дувидзон как будто специально ждал здесь чего-то... Одновременно в Тюмени находилось его, доверенное лицо, по-видимому, для связи.
Дувидзон, оказывается, был первым журналистом, сообщившим в Петербург сенсационную новость. И тут выясняется, что цель его присутствия здесь — дать искаженное освещение фактам этого дела.
Дувидзон в своем первом «интервью» с Гусевой фальсифицирует картину преступления. Он пишет: «Прерывая свою речь истерическими рыданиями, Гусева сообщила, что «уже давно задумала убить его и положить конец тому странному злу и обману, который навёл его на Россию... под личиною пророка. Он колеблет христианство, сеет соблазн и совращает народ, кощунственно издеваясь над самыми священными чувствами истинно верующих христиан. Пользуясь полной безнаказанностью, он открыто живёт с девушками, пороча честь без зазрения совести, без стыда.
— Мою близкую подругу, Ксению, он растлил на моих глазах. Он порочит, поносит и губит людей, пользуясь своим влиянием. Он сгубил кроткого Илиодора!.. Я — простая христианка, но больше не могла выносить поругания Церкви! Я неизлечимо больна. Жизнь моя мне недорога. Я ещё в прошлом году пыталась убить его, но это мне не удалось. В Ялте я не могла добраться до него, его скрывали светские поклонницы. Жалею, что рука и на сей раз дрогнула. Хотела второй раз ударить, но сын его палкой сшиб меня с ног» .
На следующий день полиция официально опровергает — это сообщение Дувидзона как фальшивое, ибо с момента ареста ни один из журналистов к Гусевой не допускался, и следовательно, получить интервью не мог. Значит, это интервью либо было просто придумано, либо получено от убийцы ещё до покушения, а значит, Дувидзон знал о покушении заранее. Но, судя по тому, что Дувидзон знал некоторые детали будущих показаний Гусевой, а также ещё неопубликованную телеграмму С. Труфанова (Илиодора), есть основание говорить о нём как о соучастнике покушения. Тем не менее полиция, по указанию из Петербурга, отпускает Дувидзона, даже не допросив его, и в дальнейшем не расследует его возможную причастность к этим событиям.
2 июля 1914 года санкт-петербургская газета «Земщина» задает вопрос газете «Петербургский курьер»: «Почему она оказалась единственным органом печати, командировавшим своего собственного корреспондента в село Покровское, куда поехал на покой Григорий Распутин... Предусмотрительность «Курьера» выходит из обычных рамок. Она наводит на разные размышления...»
Впрочем, вернёмся к первым часам покушения. Распутина с большой осторожностью перенесли домой. Когда очевидец вошёл в полутемную комнату, в которой находился уже перевязанный фельдшером Распутин, «здесь творилось нечто невообразимое».
Дети и близкие Распутина плакали, суетились и все добивались, кого бы из врачей вытребовать из Тюмени. Тут же присутствовал бледный, растерянный урядник. Распутин лежал в беспамятстве.
«Часа через 2 с половиной он очнулся и узнал очевидца.
— Как вы себя чувствуете? — спросил я.
— Плохо... — отвечал Распутин. — Какая-то баба меня пырнула. Это... по проискам проклятого Илиодора... Удивительно... И за что такая напасть? Но, Бог даст, я выживу... Буду здоров...»
Очевидец стал успокаивать раненого. Сказал, что послана телеграмма врачей в Тобольск и Тюмень.
Вскоре Распутин снова впал в беспамятство. Так продолжалось два дня. Когда раненый приходил в себя, с ним беседовали врачи, исправник и работники прокуратуры.
В этом состоянии он даёт свои первые показания.

ПОКАЗАНИЯ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА

«Зовут меня Григорий Ефимович Распутин-Новый, 50 лет, православный, крестьянин с. Покровского, где и живу, малограмотный, под судом не был, показываю:
Вчерась после обеда, часа в 4 дня, я побежал дать телеграмму и вышел за ворота своего дома на улицу; вижу, ко мне от правой калитки наших ворот подошла незнакомая мне женщина с завязанным ртом и лицом так, что видны были одни лишь глаза (как её зовут, не знаю), с поклоном. Я приготовился ей дать милостыню и вынул из кармана портмоне. В этот момент у неё блеснул в руках предъявляемый мне кинжал (был предъявлен по просьбе потерпевшего Григория Распутина-Нового кинжал и бывшая на нём одежда 29 сего июня), и она им меня один раз ткнула в живот около пупка, и я почувствовал, что из меня полилась кровь; сделала она это молча, а раньше как бы спросила у меня милостыню, и я её принял за прошателъницу. Я бросился от неё бежать по улице к нашей церкви, поддерживая обеими руками рану на животе.
За мной побежала и эта женщина с кинжалом, и мы добежали до моста Дорофеевых. Собрался народ, и меня не стала резать эта женщина. Её я не видел в жизни ни разу и каких-либо столкновений и дел с ней у меня не было. Она меня хотела убить, а не ранить и не побежала бы за мною, когда бы меня хотела только ранить. Я думаю, что она была подослана убить меня Илиодором Труфановым, так как он на меня имеет все подлости; других доказательств моего подозрения на Илиодора в участии и покушении на убийство я не имею. Его я только подозреваю, сумлеваюсь. Я считаю ненормальным, когда он отрекся от Бога, от Церкви святой.
Я четыре года назад был у Илиодора в Царицыне. Он меня встречал с толпами народа и говорил про меня проповеди о моей жизни. Я жил с ним дружно и делился с ним своими впечатлениями. Его я выручал, а когда перестал выручать, он провалился. Он на меня писал жалобы в Святейший Синод и посылал обо мне телеграммы. Сазонову, министру иностранных дел, где писал, что он погибает; телеграммы эти были адресованы ко мне, а читали их сазоновские, так как я человек безграмотный. Наша распря пошла из-за того, что я не пускал его по Волге с богомольцами и был против выдачи ему денег на газету «Гром и молния». Был Илиодор у меня года четыре назад в Покровском, где похитил важное письмо, которое и передал высшим властям. Больше показать ничего не имею. Прошу протокол мне не читать, потому что я не люблю слушать мной продиктованное» .
Во время дачи показаний Распутин неоднократно впадал в беспамятство.
Рана была очень опасной, и врачи считали, что Распутин, возможно, не выживет, в газетах уже стали появляться сообщения о его смерти. Григорий Ефимович готовился к смерти и сам вызвал священника, который причастил его.
Основания для опасения были серьезные. При судебно-медицинском освидетельствовании Григория Ефимовича Распутина, произведенном 4 июля, у него в области живота на середине между пупком и лобком обнаружена косвенно продолговатая рана длиной в два сантиметра и шириною по середине в один сантиметр; края раны ровные, концы острые, в глубине раны свертки крови, рана проникает в брюшную полость; в глубине раны на брюшине после сделанной ночью, 29 июня, операции наложены швы. По объяснению проводившего операцию врача Владимирова ранения кишок не оказалось, а на брыжейке был найден небольшой порез; по своему характеру рана отнесена к разряду тяжелых, опасных для жизни.
3 июля Распутина перевозят на пароходе «Ласточка» в Тюмень. На пароход несли очень осторожно. Но и здесь не обошлось без неожиданности. Предлагали нести на носилках. Но кому-то из домашних пришло в голову испытать их прочность. На приготовленные носилки лёг сын Григория Ефимовича. К ужасу всех, носилки сломались. В квартире поднялся неистовый плач и крик. Начали делать новые, которые оказались уже более подходящими. На них отнесли старца на пароход. Рядом с носилками шли жена и дети. На улицу вышло все население Покровского. Перед отходом парохода был отслужен молебен о благополучном путешествии. Пароход отвалил от берега под звон колоколов. Берега были запружены крестьянами не только из Покровского, но и из других близлежащих селений.
Тем временем в Тюмени тоже ожидали приезда Распутина. Возле пристани собралась масса народа. Так как пароход запаздывал, в толпе начали распространяться тревожные слухи о смерти старца. Была отправлена срочная телеграмма с запросом. Немного времени спустя пришла телеграмма, подписанная сопровождавшим Распутина врачом Владимировым: «Ждите, сегодня будет в Тюмени, самочувствие хорошее».
В Тюмени Распутина привезли в городскую больницу, где врач Владимиров произвёл вскрытие брюшной полости. Операция была произведена удачно. Но вместе с тем было установлено, что задета и поцарапана брыжейка, а значит сохранялась опасность рокового исхода.
В тюменской больнице Распутин пролежал до 17 августа. Здесь его окружили вниманием и заботой. Кроме жены и детей, за ним постоянно ухаживали его друзья Патушинские и Стряпчевы. Приезжали епископ Варнава и Мартиниан. Во многих местах совершались молебны. В Москве молебны о здравии Распутина были у Иверской Иконы Божьей Матери, в Чудовом и Новодевичьем монастырях и др. Со всей России Распутину идут сочувственные письма и телеграммы. Русский богатырь борец И.М. Заикин прислал Распутину телеграмму: «Молю Бога об укреплении вашего душевного и физического здоровья» .
Слухи о смерти Распутина породили массу новых фальшивок. Газеты «Петербургский курьер», «Утро России» объявляют о том, что Распутин вёл род дневника. Эти записки, под заглавием «По Божьему пути», составлялись специально приглашенным лицом, не безучастным к занятию журналистикой, из духовного звания, давнишнего знакомства и репетитора сыновей одной сановной дамы.
Газеты публикуют массу выдуманных подробностей. «В этот дневник, который велся нерегулярно, а время от времени, заносились самые разнообразные данные: как о состоянии здоровья автора и членов его семьи, так и о встречах, впечатлениях, приёмах, подношениях, путешествиях Распутина и его близких».
Газетчики выдумывают несуществующую беседу с Распутиным, во время которой он якобы отвечал на вопрос: «Опубликует ли он свои записки?»
«Нет, как можно, нельзя, — возразил он. — Пусть дети мои, если найдет нужным, сделают это» .
А «дневник» был уже сфабрикован. Определенные силы готовились его пустить в ход сразу же после смерти Распутина.
Газеты продолжали распространять нелепые слухи. «Петербургский курьер», например, со ссылкой на секретаря Распутина Лаптинскую, сообщает о существовании некоего завещания Распутина.
Сам Распутин, утверждает корреспондент этой газеты, частенько упоминал о своем завещании, но это касалось не материальных сторон, а его нравственных требований от наследников, и даже нечто вроде поучения детям. Кроме того, у Распутина хранится нечто вроде его политического завещания, составленного им при помощи одного литератора из правого лагеря. В этом завещании, по утверждению газеты, Распутин много говорит о своей роли, о борьбе с представителями светской власти при церкви, о С.М. Лукьянове, о своей дружбе с епископом Феофаном и с другими отдельными иерархами Церкви.
Газета ссылается на неких лиц, от которых Распутин не скрывал своего завещания, которые якобы свидетельствовали, что оно написано грубым языком фактов и производит громадное впечатление. Те же лица, по утверждению газеты, свидетельствовали, что все от первого до последнего слова — правда. «Судьба этого документа, — пишет «Петербургский курьер», — в настоящее время неизвестна, хотя к делу о покушении на него он никакого отношения не имеет».
Но Распутин уже не собирается умирать. Как только он приходит в себя, ещё лёжа в постели, он начинает рассылать телеграммы близким и знакомым по неотложным делам. Особенно волнует его надвигающаяся война. Всеми силами он стремится повлиять на Царя. Одну телеграмму к Царю по поводу войны мы приводили, а есть ещё одна: «Верю, надеюсь на мирный покой, большое злодеяние затевают, не мы участники, знаю все ваши страдания, очень трудно друг друга не видеть, окружающие в сердце тайно воспользовались, могли ли помочь» (19 июля 1914г.).
А тем временем полиция продолжает расследование этого дела. В качестве свидетелей допрашиваются домашние Распутина, живущие в его доме работники, а также одна из его последовательниц Латинская.
Из показаний Е.И. Печеркиной, работницы в доме Распутина.
«Зовут меня Евдокия Ивановна Печеркина, 40 лет, православная, крестьянка деревни Ламбино Кураловской волости Тобольского уезда, живу в с. Покровском, малограмотная, под судом не была, в деле чужая, показываю:
Во вторник на прошлой неделе 24 июня на Ивана Купалу я была одна в доме Григория Ефимовича Распутина. Его не было дома, а семья была в лесу за груздями. Часов в 10 утра в тот день незнакомая мне женщина, одетая в чёрную шаль, как её звать — не знаю, три раза стукнула в наше окно и всё пряталась. Я вышла узнать, кто стучит, думая, что это кто-либо из прошателей Григория Ефимовича. Вижу эту женщину. Она рукой закрыла нос. Я её спросила: «Что тебе надо?». Она мне гнусаво ответила: «Я приехала из Астрахани за милостыней к Григорию Ефимовичу. Я больна, не поможет ли он мне? Как человек славутный, славится и всем помогает. Когда он будет дома, то есть в селе Покровском?» Я ей ответила на последний вопрос:
— Мне неизвестно. Вы уходите! — И она ушла со двора.
Все время до возвращения Распутина домой в село Покровское в субботу вечером 28 июня — эта женщина во дворе Распутина не бывала. Я про неё совсем забыла, а потому и не предупредила последнего про расспросы о нём этой гнусавой женщины.
29 июня, вчера, часа в 3 дня, я пошла в лавку мимо волости и здесь увидела сидящую означенную женщину, скорчившуюся на крылечке волостного правления, одна. Около неё никого не было; и я ещё тогда пожалела, что её никто не покормит. Она сидела от нашего дома шагах в пятидесяти, не больше. Минут пять спустя я возвратилась домой и у дома была толпа, которая кричала: «Григория Ефимовича зарезала женщина!» — Вижу, что у этой гнусавой из рук берут предъявленный мне кинжал открытый (был предъявлен кинжал) и руки ей держат назади и ведут в волость. Григория Ефимовича здесь не было. Он лежал дома в постели, и у него на животе была одна рана, величиной в полвершка, залитая кровью, причем прорезана у него была рубашка и брюки. Со слов раненого Распутина я знаю, что эта женщина, как будто кланяясь в землю, ударила, ткнула его один раз в живот этим кинжалом, а когда он побежал, погналась за ним, чтобы его дорезать. Кинжал у неё я видела тогда, у волости, где она сидела на крыльце. Эта женщина хотела убить Григория Ефимовича, но за что — не знаю. Я служу у Распутина прислугой восемь лет, и за всё это время эта женщина у нас в доме не бывала. Кто у неё был союзником по этому делу — мне неизвестно. Распутин в постели говорил: «Кто она такая? За что она меня так ранила?» Видимо было, что он её раньше не знал. Теперь Распутин тяжело болеет — после произведенной ему операции.
Больше показать ничего не имею. Показание мое мне прочитано.

Евдокия Ивановна Печеркина».
Из показаний Д.И. Печеркина, работника в доме Распутина.
«Зовут меня Дмитрий Иванов Печеркин, 40 лет, православный, крестьянин дёр. Ламбино Кураловской волости Тобольского уезда, живу в с. Покровском, малограмотный, под судом не был, в деле чужой, показываю:
Я был девять лет на старом Афоне, при монастыре во имя святого Пантелеймона. Я живу в селе Покровском у Григория Ефимовича Распутина с сентября 1913 года и по настоящее время. В Петров день, 29 июня, я сидел вместе с Григорием Ефимовичем, который часа в 3 дня вышел на улицу вслед за почтальоном Михаилом с телеграммой. Я сел у окна в комнате, выходящей на улицу, и вскоре увидел бегущего мимо моего окна Григория Ефимовича, который держался обеими руками за живот и кричал:
«Зарезала! Зарезала!», а за ним, вижу — бежит неизвестная, назвавшаяся позже Гусевой, с открытым кинжалом, мне предъявленным (показан кинжал), в правой руке. Женщина эта бежала за Распутиным быстро в трёх шагах от него. Я сейчас же сказал домашним, что какая-то женщина режет Григория Ефимовича, и они все немедленно выбежали на улицу, а я за ними. На улице я взял раненного в живот Григория Ефимовича и привёл домой, и уложил в постель. Он стонал и говорил: «Зарезала! Зарезала!»
За что она его ранила и что послужило причиной её нападения на Распутина — я не знаю. Какие у них раньше были между собой отношения, мне неизвестно. Момента, когда Гусева ему нанесла удар кинжалом, я не видел. Часа в два ночи в этот же день врачом Владимировым была сделана Распутину операция.
Показания мне прочитаны».

Показания последовательницы Распутина А.Н. Лаптинской.
«Зовут меня Акилина Никитина Лаптинская, 38 лет, православная, крестьянка деревни Бахово Святошицкой волости Горецкого уезда Могилевской губернии, живу в г. Санкт-Петербурге по Гороховой улице, дом № 64, грамотная, под судом не была, в деле чужая, показываю:
Я живу на квартире в С.-Петербурге Григория Ефимовича Распутина-Нового и теперь временно нахожусь в г. Тюмени. Около двух недель назад Григорий Ефимович был в С.-Петербурге, куда приехал из г. Верхотурья, где был в монастыре Праведного Симеона. В Петербурге он пробыл дня четыре-пять. В мае и июне месяцах с.г. квартиру Распутина на Гороховой улице не посещала предъявленная мне на фотографической карточке женщина (была показана фотокарточка обвиняемой Хионии Гусевой)...
В настоящее время раненый Григорий Ефимович, у постели которого я теперь нахожусь, не высказывал мне подозрения на участие Илиодора в отношении на его убийство. К последнему он хорошо относился. Григорий Ефимович никого не опасался, часто ходил один и поздно домой. Я не видела и не слышала, чтобы кто-либо следил за Григорием Ефимовичем, по крайней мере, этого он мне никогда не говорил. Георгий Петрович Сазонов, проживающий в г. С.-Петербурге по Кирочной ул., № 12, знаком с Григорием Ефимовичем, и у него последний даже раза два останавливался. Год-два назад появилась в газетах от имени Илиодора статья с клеветническими выдумками по адресу Григория Ефимовича, то когда об этом донесли последнему, то Григорий Ефимович говорил: «Кроме добра, я этому человеку ничего не делал! За что ж он на меня пишет? Трудно делать добро, потому что за добро всегда платят злом!»
Со стороны Илиодора от него я не слышала угроз по адресу Григория Ефимовича. Предостерегающих от кого-либо писем я не видела, хотя я и вскрываю его корреспонденцию. Писем Илиодора с угрозами Распутин не получал. В текущем году Григорий Ефимович в апреле месяце был около трех недель в г. Ялте. Он не знает Хионию Гусеву. Наверное, он её не знал раньше, до случая в селе Покровском 29 сего июня. Про обстоятельство покушения на убийство Григория Ефимовича, про мотивы к этому преступлению женщины и на старой квартире Распутина по Английскому проспекту, где он жил с осени 1913 года и по апрель месяц сего 1914 года. Я по профессии сестра милосердия и бываю в квартире Распутина до 12 часов дня ежедневно, а иногда и после 12 часов дня, когда представляется возможность. За последнее время Распутин не опасался за свою жизнь, не высказывал мне своих подозрений относительно какого-либо лица, в том числе и Илиодора. Я знаю Григория Ефимовича семь лет. Около трех лет назад, в бытность свою в Царицыне священником, Илиодор был в С.-Петербурге как-то зимой, просил денег у Григория Ефимовича на издание газеты «Гром и молния», все говорил: «Мне нужно денег, денег!» В этой просьбе Илиодору было отказано. Распутин денег не достал. Илиодор настойчиво просил денег у него, говоря: «Ты можешь для меня достать денег, когда захочешь». После этого случая ни я, ни Григорий Ефимович Илиодора не видели. Как до этого случая, так и после него до настоящего времени Григорий Ефимович ничего не говорил про Илиодора, не предполагал со стороны его мести или вражды по отношению к нему. Первое знакомство Распутина с Илиодором произошло, где не помню, вследствие просьбы Илиодора помочь ему в каком-то деле, и Григорий Ефимович хлопотал за Илиодора перед Священным Синодом, и хлопоты Распутина имели успех. Когда это было — теперь не помню. После чего у них и завязалось знакомство. Илиодор относился, как я думала, к Григорию Ефимовичу сердечно, тепло и даже заискивал перед ним. В Царицыне Распутин был у Илиодора только, кажется, два раза. Его там хорошо принимали, но посещал ли Григорий Ефимович в Царицыне частные дома, я не знаю. В ту же зиму Илиодор и увёз с собою Григория Ефимовича в Царицын, где устроил ему народные овации... Про отношение к этому преступлению Илиодора я также ничего не могу сказать (8 июля 1914 г.)» .


ЗАГОВОРЩИКИ

3 июля 1914 года «Биржевые Ведомости» публикуют телеграмму С. Труфанова (Илиодора), в которой тот повторяет впервые опубликованные Дувидзоном обвинения Гусевой против Распутина. Дувидзон и Илиодор выступают совместно, как бы координируя свою деятельность.
«Хиония Кузьмина Гусева, царицынская мещанка, девица, 30 лет, очень умная и решительная. Я её видел 7-10 месяцев тому назад. Она многое знала и знала так же, как Распутин, бывая в Царицыне, вел себя. Этим она очень возмущалась. Она считала его опасным лжепророком и всегда говорила, что с ним надо разделаться так, как некогда Илья Пророк разделался с ложными пророками Вааловыми.
Она часто высказывала свой взгляд на Распутина, как на церковного и государственного преступника.
Посвященная мною в то, какую роль Гришка играет в деле разрушения царицынского монастыря, она этим всегда в высшей степени возмущалась, так как была усердной строительницей и посетительницей монастыря.
Она заявляла, что нельзя дальше допускать, чтобы простой народ был так жестоко оскорбляем в своих религиозных чувствах... Распутиным.
Хиония Гусева... всегда убеждённо высказывалась, что «на уничтожение Гришки есть воля Святого Бога».
Сколько мне известно, она с другими, обиженными Распутиным, девицами хотела сокрушить его ещё в прошлом году. Но, предатель, Иван Синицын, недавно отравившийся рыбой, предупредил Распутина об опасности. Тогда она дала слово Богу сделать это, по её мнению, великое святое дело в другой раз... Илиодор Труфанов».
Настало время познакомиться и с показаниями самой покушавшейся. Мы намеренно дали их после фальшивки Дувидзона и телеграммы Илиодора, чтобы показать их вторичность, по отношению к сценарию, который был разработан отнюдь не Гусевой. Видно, что Гусева повторяет слова Илиодора.
В некоторых случаях возникает впечатление, что ей дали выучить текст. Однако, как мы убедимся ниже, и даже не Илиодор является автором преступного сценария.
ИЗ ПОКАЗАНИЙ ХИОНИИ ГУСЕВОЙ
«Я признаю себя виновной в том, что 29 июня в с. Покровском днём с обдуманным заранее намерением с целью лишения жизни ударом кинжала в полость живота причинила крестьянину села Покровского Григорию Ефимовичу Распутину-Новому рану, но задуманного осуществить не могла по обстоятельствам, от меня независимым, и в свое оправдание заявляю следующее: последние 15 лет своей жизни я прожила в г. Царицыне по Балтийской улице, в доме № 3 вместе со своей родной сестрой Пелагеей Кузьминичной Заворотковой, её дочкой Марией Григорьевной Заворотковой. Я — сирота. Я за это время четыре года до 1910 года прожила келейницей в частном доме Натальи Емельяновой Толмачёвой, на той же Балтийской улице, напротив дома № 3. Наставницей у меня была названная Наталья Толмачёва; с нами жила Евдокия Цуцкина, отчество её забыла. Читали здесь на квартире сорокоусты.
Четыре года назад у нас в г. Царицыне был Григорий Ефимович Распутин, заходил к нам в келью. Его мы и все принимали со славой, как человека, принятого бывшим архиереем Гермогеном. Гермоген велел отцу Илиодору водить Распутина по частным домам г. Царицына, где он прожил около недели и уехал от нас не знаю куда. В скором времени Распутин поссорился с названным Гермогеном и Илиодором в С.-Петербурге, после чего я спросила Илиодора: «Батюшка, чего не едет, как обещался, братец Григорий Ефимович Распутин?» На что Илиодор мне ответил, что славу ему он, Илиодор, дал через Гермогена и во время своей славы, Распутин открылся ему, Илиодору, в частной беседе, что он был развратником, пакостником и клеветал на батюшку Илиодора и архиерея Гермогена, что они как будто хотят убить его и за это они, Илиодор и Гермоген, пострадали, так как они в газетах написали про жизнь Распутина, например, в предъявляемом мне номере газеты «Свет» (был предъявлен № 127 от 18 мая 1914 г. газеты «Свет», где помещен фельетон «Илиодор и Гриша»). Слова Илиодора про Распутина из статьи этой газеты «Илиодор и Гриша» и повлияли на меня так, что я решила убить Григория Ефимович Распутина, подражая святому пророку Илье, который заколол ножом 400 ложных пророков; и я, ревнуя о правде Христовой, решила над Распутиным сотворить Суд Божий с целью убийства Распутина на первой неделе после прочтения статьи «Илиодор и Гриша».
Я купила за три рубля на толкучке, на базаре в г. Царицыне, у неизвестного мне человека-черкеса или армянина, как его звать не знаю, предъявленный мне кинжал. Покупать кинжал мне никто не советовал, не давал на его покупку денег; три рубля эти я сама скопила.
У меня было своих 39 рублей, и я уехала после Троицы, спустя неделю, в г. Тюмень машиной и пароходом. Отметка в паспорте. Неделю назад в воскресенье я приехала в село Покровское Тюменского уезда, где, как мне известно из газеты, Григорий Распутин проживает. Об этом я узнала в г. Ялте в редакции местной газеты «Ялта». В г. Тюмени я никуда не заезжала, а села сразу на пароход, на котором приехала в село Покровское. Здесь я остановилась на квартире у крестьян, как их звать, не знаю. О своём намерении убить Распутина я не сказала этим крестьянам, объяснив, что я прибыла в с. Покровское побывать у прозорливого старца Григория Распутина. Я пришла к нему в дом и спросила у девки (как её звать — не знаю), когда вернется домой Распутин. Она мне ответила, что он даст им телеграмму и приедет. Прошла неделя. Девочка моей хозяйки, имя её забыла, мне сообщила, что она у обедни видела Распутина, который уже приехал домой. С этого дня я стала следить за Григорием Распутиным возле его дома, сидела на крылечке местного волосного правления и вчера днём, после обеда, увидела идущего напротив меня знакомого мне Григория Распутина; он шёл домой, и я повстречала у ворот его же дома; под шалью у меня был спрятан предъявленный мне кинжал. Ему я не кланялась. Один раз его этим кинжалом ударила в живот. После чего Распутин отбежал от меня, я за ним бросилась с кинжалом, чтобы. нанести ему смертельный удар, но в этот момент он схватил лежащую на земле оглоблю и ею ударил меня один раз по голове, отчего я тотчас упала на землю и разрезала себе нечаянно левую руку повыше кисти (обвиняемой Гусевой была показана забинтованная повыше кисти левая рука). Это было днём, и сбежался народ, который говорил: «Убьём её!», то есть меня, и взяли ту же оглоблю. Я быстро поднялась и сказала толпе: «Отдайте меня полицейскому! Не убивайте меня!» Кинжал я бросила около ограды. Мне связали руки и повели в волость и по дороге меня толкали, пинали, но не били.
Больше добавить в своё оправдание я ничего не имею. Показание мне прочитано. Добавлю: Распутин сознался Илиодору, что он ложный пророк, а что его везде восхваляют и он хвалится этой славой, — я славы его не признаю и считаю его ложным пророком.
Хиония Кузьминична Гусева» .
4 июля 1914 года газеты сообщают о таинственном исчезновении Илиодора, находившегося со времени покушения под охраной полиции в своём доме «Новой Галилеи». Обстоятельства исчезновения и появления Илиодора через некоторое время за границей свидетельствовали, что за спиной его стояли влиятельные люди. Около 3 часов 4 июля стражники, охранявшие его и постучавшие в дом, чтобы передать ему пакет, нашли все входы в дом Илиодора запертыми. Они сразу же обратились к родителям и родственникам Илиодора, требуя сказать, где они видели его последний раз. Однако те ничего не знали и только высказали предположение, что Илиодор получил известие, что его жена родила, и просто уехал в Царицын, чтобы навестить её. Стражники начали искать беглеца. Были обысканы ближайшие хутора. Местные жители сообщили, что в последнее время Илиодора часто посещали какие-то мужчины и женщины, старавшиеся пробраться в «Галилею» незаметно для стражников. Эти люди, побыв некоторое время у Илиодора, ночью поспешно уходили. Точное время побега установить не удалось. Высказывалось предположение, что он бежал ещё 3 июля, между 7 часами утра, когда он заходил к отцу, и 3 часами дня. Именно в этот момент по направлению к Большому Хутору проехал автомобиль, в котором сидел какой-то мужчина. Доехав до хутора Морозова, расположенного в 3-х верстах от Тали-леи», автомобиль круто повернул и через пашни быстро проехал к садам, окружающим «Галилею». Стражники предполагали, что именно в этом автомобиле Илиодор и уехал.
Чуть погодя в «Новую Галилею» проникают неизвестные люди и что-то там ищут. Двери дома оказались прорезанными. Воры через отверстие отперли замок, отодвинули засов и вошли в помещение. В кухне были найдены следы сожженных бумаг.
Илиодор как будто издевается над полицией.
11 июля 1914 года газета «Раннее утро» публикует его подлинный автограф: «На белом свете всякое бывает — Илиодор 7.7.1914 г.». Здесь же дается фотография Илиодора в женском платье во время своего бегства из Большого Хутора в Ростов-на-Дону. А в конце приводится сообщение, что Илиодор направился через Ростов-на-Дону, Одессу в Константинополь.
Тем временем полиция поднимает старое дело Илиодора и в нём находит доказательство подготовки покушения против Распутина.
Допрошенный в январе — феврале 1914 года (ещё до покушения) свидетель Иван Синицын (умерший незадолго до покушения) показал, что в конце 1913 года Труфанов С.М. замыслил несколько террористических актов и в том числе посягательство на жизнь Распутина. Синицын представил в качестве доказательств несколько писем, написанных рукой Труфанова, разным лицам и среди них два письма, адресованных к Скутневой и Гусевой. Содержание этих писем было следующее. (К Скутневой):
«Дорогая Дуняша, если правда, что у тебя есть в банке 600 руб., то ты возьми их: 500 рублей перешли с Ив.Ив. Синицыным, а 100 руб. возьми себе и скрытно поселись у Поли и Фионушки, на твои деньги сделаем первое дело, окрестим Гришку (выделено мною. — О.П.). Кланяюсь всем и сердечно приветствую, любящий батюшка Илиодор»;
к Пелагее Заворотковой и Хионии Гусевой:
«Дорогие мои дети, Поля и Фионушка, хвалю вас за старание и благословляю, с Еленкой не связывайтесь. Будьте верны делу, и только. Любящий батюшка Илиодор. Поля! Готовы ль твои дети, готовы ли они идти на врага?»
Допрошенные свидетели Кузьма Киреев, Немков и Лаврентий показали, что Труфановым замышлялось в конце 1913 года производство нескольких террористических актов и с этой целью собирались деньги с почитателей, делались заказы на изготовление разрывных снарядов, приобретение оружия и паспортов. Из показаний Синицына следовало, что в Царицыне действовала тайная вооруженная дружина, состоявшая из последователей Труфанова.
Допрос свидетеля Ивана Немкова, бывшего поклонника Труфанова, показал, что Труфанов дал распоряжение своим приверженцам собирать деньги для организации убийства Распутина. Причём деятельное участие в этом сборе денег принимал какой-то бывший жандарм, и собранные деньги в сумме 150 рублей были переданы Гусевой.
Из переписки Илиодора следовало, что он связан с какой-то сторонней подпольной организацией. В одном из писем Илиодора некоему Сёмушке, по-видимому, связному, говорилось: «Объясни, если они будут так неразумно вести себя, то я брошу дело и уеду за границу» (что он и сделал впоследствии).
Деятельность Труфанова носила строго конспиративный характер. На хуторе Накладка в доме был устроен подземный тайник. Собрания проводились в полной секретности. Своим соучастникам Труфанов направляет телеграммы: «все ли благополучно, когда нужны будут люди», или «делай столько, сколько позволяют средства, будь крайне осторожен, когда все будет готово, сообщу, вышлю людей».
В одном из писем Труфанова была такая фраза: «Если кто из наших проговорится, так нужно ошибку исправить, следы замести». Речь шла о физическом устранении членов организации, не умеющих держать «язык за зубами».
Эта акция была проведена по отношению к Ивану Синицыну, давшему подробные показания о деятельности Труфанова (см. главу «Проходимец Илиодор»), ибо он «не проповедник истины, как он себя величал, а какой-то политический злоумышленник».
2 февраля 1914 года И. Синицын делает заявление в полицию, что члены труфановской организации собираются убить его за предательство. А позднее он умирает от рыбного яда при подозрительных обстоятельствах.
Пока следователь разбирается в деле Труфанова-Илиодора, Хиония Гусева дает дополнение к своим показаниям.
Дополнительные показания Хионии Гусевой:
«Опрошенная в качестве виновной мещанка города Сызрани Симбирской губернии, временно проживающая в г. Царицыне Саратовской губернии, Хиония Кузьминична Гусева, 33 лет, православной веры, прежде судима не была, виновная в нанесении одного удара кинжалом в живот, признала и объявила, что Григорий Ефимович Распутин был в городе Царицыне 4 года тому назад, что он, Распутин, ложный пророк, клеветник, насильник женщин, растлеватель иноков. Он ездил и растлил монахиню в женском Царицинском монастыре Ксению, по отчеству и фамилии не знает, и она (Ксения) уехала к епископу Гермогену в Жировицкий монастырь, т.е. в пустынь, но где пустынь находится, не знает. Будто бы в городе Царицыне Распутин хвалился иеромонаху Леодору, что он растлил в Царском дворце, об этом ей сказал отец Леодор осенью в 1913 году, в городе Царицыне; иеромонах Леодор написал Царю и известил об этом Григория, а затем Гермоген, Илиодор запретили Григория Ефимовича Распутина за клевету, ввиду больного состояния Хиония ничего больше не добавила... «
Итак, Хиония Гусева называет имя монахини Ксении. Да, да, это та самая монахиня, история растления которой в будущей книге Илиодора «Святой чёрт» займет одно из главных мест, на этом примере мы можем убедиться, насколько бесстыдно вранье Илиодора и поддерживающих его фальшивку газет, особенно таких, как: «Петербургский курьер», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Утро России».
Наиболее в клевете, сознательной фальсификации изощрялся корреспондент газеты «Петербургский курьер», уже известный нам Дувидзон. Как доказанный факт, он рассказывает историю обольщения Распутиным монахини Ксении: «Обстоятельство это подтверждается не одной Гусевой, — пишет Дувидзон, — ной другими лицами, а также, говорят, и самой монахиней» .
«Утро России» (5 июля 1914 г.) передает слова лиц, близко стоящих к епископу Гермогену, о том, что монахиня Ксения едет из Жировицкого монастыря в Тюмень для моральной поддержки Гусевой, чтобы «лично засвидетельствовать судебным властям правдивость сделанного Гусевой заявления».
Туже «утку» повторяют «Биржевые ведомости» 6 июля.
Газета масона Гучкова «Голос Москвы» даёт новый виток вранья и публикует новые «факты».
«МОНАХИНЯ КСЕНИЯ»
«Петербург. В связи с известием о том, что Феония мстила Распутину за оскорбление монахини Ксении, последняя, с благословения епископа Гермогена, выехала в Тобольск, чтобы лично засвидетельствовать судебным властям правдивость сделанных Феонией заявлений. После оскорбления её Распутиным Ксения неоднократно обращалась в Петербург с жалобами, но безрезультатно (собств. корр.)» .
В этой заметке нет ни одного верного факта, но, будучи опубликованной, она стала использоваться как первоисточник.
А неутомимый Дувидзон продолжает сочинять свои злобные небылицы. 7 июля 1914 года он сообщает, что следственные власти разыскивают на Урале и в других местах России жертву Распутина (соблазнил в 1911 году в г. Перми), бывшую гимназистку, дочь крупного золотопромышленника Сибири Зинаиду Попеляеву.
В изложении Дувидзона шестнадцатилетняя экзальтированная девушка, познакомившись через г-жу Лахтину со «старцем», готова была идти на всякие испытания, какие ей предлагал «старец» для борения плоти. В результате, пишет Дувидзон, девушка была обесчещена и вследствие семейных неприятностей бежала за Распутиным в 1911 году в Петербург, но вскоре по настоянию Распутина была выслана на родину.
В судьбе девушки, поселившейся в Царицыне, принял участие сначала Илиодор, а затем епископ Гермоген. Ходили слухи, что после ссылки епископа Гермогена Зинаида П. попала в монастырь и в настоящее время приняла имя Ксения.
Мы не зря приводим все эти выдуманные подробности. При чтении настоящих свидетельских показаний монахини Ксении станет ясно, как гнусен вымысел и как ничего общего он не имеет с настоящей жизнью монахини Ксении.
А Дувидзон продолжает изощряться во вранье. Он напрямую связывает Хионию Гусеву и монахиню Ксению. Оказывается, «Гусева занимала в семье Попеляевых, состоящей из отца, тётки и единственных сына и дочери, должность экономки и ещё в 1909 году увлеклась входившим тогда в славу Распутиным. На этот путь она увлекла и несовершеннолетнюю Зинаиду, находившуюся тогда под её религиозным влиянием».
Здесь все ложь. Не существовала на свете Зинаида, Гусева не работала в её семье экономкой. Гусева никогда лично не общалась с Распутиным.
Газета «Копейка» выдумывает ещё более гнусную историю: «11 июля, — сообщалось на её страницах, — Гусева отказывается от своего первоначального обвинения и выдвигает новую версию, явившуюся для неё поводом нападения на Распутина, — изнасилование им двух своих дочерей, уже взрослых девушек».
Эту гнусную выдумку сразу же перепечатывает ряд провинциальных газет.
Газета «Вечернее время» публикует якобы факсимильно фальшивую записку Ксении Гончаренковой. Газета напускает дыму, как будто располагает настоящим документом. «Письмо это, — по мнению газеты, — производит необыкновенно тяжелое впечатление. Мы не считаем возможным его печатать, но сохраним этот удивительный документ, свидетельствующий о деяниях «старца», возбуждающих глубокое негодование... Письмо характерно и своей малограмотностью, простотой тона. Ей невольно веришь».
Кусок этой записки, воспроизведенной в газете, ничего общего не имел с почерком самой Ксении (я его сравнивал. — О.П.). Более того, создателей фальшивки выдавала грубейшая ошибка. Записка была подписана фамилией Гончарова, а фамилия Ксении была Гончаренкова. Не мог же человек перепутать свою фамилию.
Среди многочисленных обвинений Распутина в развращении женщин никто и никогда не приводил конкретные примеры.
И вот наконец имеется возможность допросить женщину, которая, по многочисленным слухам, опубликованным во всех левых газетах, была развращена «похотливым» старцем. Газетчики с нетерпением ждут подробностей допроса этой жертвы Распутина, предвкушают скандал, а самые нетерпеливые, как мы уже видели, придумывают эти подробности заранее.
Итак, конкретная жертва — Ксения Васильевна Гончаренкова, крестьянка, православная, грамотная, под судом не была.
Она, наверное, очень юна — приучили к этой мысли своих читателей левые газеты. Оказывается, совсем и нет. По протоколу ей 40 лет, физическая внешность самая посредственная. Но главное даже не в этом, а в том, что эта жертва Распутина видела своего «растлителя» только издалека и даже не разговаривала с ним.
Вот её показания:
«Я жила в г. Царицыне в течение 18 лет. Я была в числе поклонниц бывшего иеромонаха Илиодора и ревностно посещала совершаемые им богослужения вплоть до ссылки его во Флорищеву пустынь. Григория Распутина-Нового я увидела в первый раз во время приезда его с владыкой Гермогеном из Саратова к нам в Царицын, это было в день Ангела Илиодора — 19 ноября 1909 или 1910 года, не помню. Владыка пробыл в Царицыне несколько дней и уехал обратно в Саратов. Распутин пробыл после этого ещё несколько дней и затем вместе с Илиодором уехал в село Покровское Тюменского уезда. Вернулись они назад в Царицын вместе 21 декабря. Распутин прогостил у Илиодора, все время жил у Илиодора, до 1 января, и уехал. За все время пребывания своего Распутин пользовался общим почетом, так как Илиодор, имевший огромный круг почитателей, постоянно посещал дома в Царицыне, всем рекомендовал Распутина как благочестивого человека.
Один раз Илиодор после вечерни обратился к молящимся с речью, в которой указал, что о Распутине ходят разные слухи, но что все это клевета злых людей. Все видели, что отношения Распутина и Илиодора самые дружеские. Затем Распутин приехал в Царицын в июле месяце 1911 года, меня тогда в Царицыне не было. Отношения между Распутиным и Илиодором и тогда были самые отличные, причём Распутин дал Илиодору три тысячи рублей на организацию паломничества по реке Волге. Об этом знаю от многих паломников, а также от самого Илиодора.
Паломничество это состоялось. Мне известно, что и после этого Илиодор до своего падения беспрерывно находился в самых хороших отношениях с Распутиным и состоял с ним в переписке. 9 января 1912 года Илиодор был вызван в Петербург телеграммой Владыки Гермогена. В телеграмме сообщалось, что Владыка увольняется из Синода. 9 января Илиодор простился со своими почитателями, собравшимися в огромном числе. В своей прощальной речи Илиодор сказал народу, что уезжает по воле Владыки и, может быть, более не вернется. Причем увольнения Владыки Илиодор тогда не объявлял, о Распутине совершенно не упоминал и ничего о нём не говорил. До своего отъезда Илиодор также никаких речей о Распутине не произносил. Я сама никогда не слышала, чтобы Илиодор называл Распутина лжепророком и призывал народ поступать с ним, ревнуя примеру пророка Илии. Никто из моих знакомых также не говорил мне об этом. После отъезда Илиодора в Петроград — он больше в Царицын не возвращался. На предъявленной мне фотографической карточке я узнала одну из поклонниц Илиодора — Хионию Гусеву. Я её знала, но никаких разговоров и дел с нею не имела. В последнее время в 1912 году она производила впечатление ненормальной (сумасшедшей), говорила бессвязные речи.
В каких отношениях она находилась с Распутиным, мне неизвестно даже по слухам. Как отчество и фамилия одной из почитательниц Илиодора по имени Елена, которая посещала его в хуторе Большом и занималась изготовлением искусственных цветов — не знаю. Где в настоящее время живет Илиодор — не знаю. Приезжал ли Распутин в Царицын по приглашению Илиодора или без приглашения — я не знаю. Я помню только два указанных мною посещения Распутиным Илиодора в г. Царицыне. Илиодор с Распутиным посещали очень многих жителей города Царицына. Пелагеи Кузьминой Заворотковой и Натальи Емельяновой Толмачёвой, жив. по Балтийской улице в 3-ей части, — я по фамилии не узнаю. Может быть, в лицо я их знала. Что послужило причиной разрыва между Распутиным и Илиодором — я не знаю. Считал ли Илиодор Распутина виновником своего падения — мне неизвестно. Больше показать ничего не могу. Прочитано.
Ксения Гончаренкова (ноябрь 1914 г.)».

Вы думаете, после знакомства с этим протоколом Дувидзон и его собратья по перу извинились перед читателями за свои фальшивки? Конечно, нет, а, наоборот, в конце 1914 года они резко усиливают свою клеветническую деятельность, продолжая самым бессовестным образом обманывать читателей рассказами о соблазненной монахине. А проходимец Илиодор как ни в чём не бывало включит эту «правдивую» историю в свою книгу «Святой черт».
Разве можно найти покушению на Распутина другое название, кроме как «заговор»? Илиодор с его террористической организацией, над которым явно стоит ещё кто-то более влиятельный. Дувидзон и его бессовестные собратья по перу, намеренно публикующие наглое вранье. И целая сеть газет, с готовностью печатающих заведомые фальшивки. Сквозь сеть вранья левой печати невозможно прорваться. Неведомая сила парализует каждое честное действие следователей.

«Я ВЫШЕЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ ИЗ ЭТОЙ БОРЬБЫ»

Из дополнительных показаний Г.Е. Распутина:
«Я предъявляю Вам, г. следователь, полученное на моё имя в с. Покровском письмо: «Я вышел победителем из этой борьбы» — и пересланное мне по почте из с. Покровского в г. Тюмень. Это письмо, как я думаю, написал сам Илиодор, почерк которого я немного знаю, да и содержание письма, его отдельные фразы принадлежат Илиодору. Подпись его на этом письме «Узник» сделана в подражание Христу. Письмо отправлено было из Петербурга, но кем именно оно было отправлено, я не знаю. Больше показать по настоящему делу я ничего не имею. Показание мне прочитано. Григорий Новых (9 августа 1914 г.)».
В следственном деле приводится и полный текст этого письма:
«С. Покровское, Тобольской губернии, Тюменского уезда Григорию Ефимовичу Распутину. Я вышел победителем из этой борьбы, а не ты, Григорий! Твой гипноз рассеялся, как дым перед лицом солнца. Говорю тебе, что ты умрешь, несмотря ни на что! Я — твой мститель! Узник» .
Экспертиза почерков на письмах, принадлежащих Труфанову, и почерк анонимного письма под псевдонимом «Узник», свидетельствовала, что оно написано Труфановым.
Экспертиза также установила руку Труфанова в письме к Пелагее Заворотковой и Хионии Гусевой («хвалю за старание», «окрестим Гришку») .
Дополнительное показание даёт и Гусева.
Новое показание Х. Гусевой (30 сентября 1914 г.).
«Зовут меня Хиония Кузьмина Гусева, в дополнение к своему показанию, данному мной по настоящему делу 30 июня с.г., добавляю:
Я считаю Григория Ефимовича Распутина ложным пророком и даже Антихристом, потому что он в Синоде имел большую славу благодаря Гермогену — епископу и батюшке Илиодору, а в действительности его пакостные дела указали, что он развратник и клеветник. У нас в г. Царицыне есть много домов, подобных дому Толмачёвой, где живут по строгим правилам монастырей, живут келейницами, общинками, человек по шести, иногда по две и три, но это дома частные, обывательские, а не монастыри. Вот почему и я назвала дом Толмачёвой частным, так как здесь жила келейницей. Я девушка, и у меня никогда не было детей, не было у меня и дочерей.
Я нигде не могла найти Григория Распутина, и когда приехала к нему в с. Покровское, и здесь его не нашла, то я не знала, что делать: то ли выждать его приезда в Покровское, то ли поехать за ним в г. Петербург и там его убить. Я решила загадать, почему и спросила тогда двух девочек на берегу Туры: «Да или нет?» Когда одна из них ответила «нет», т.е. чтобы я не уезжала из с. Покровского, оставалась здесь, что я и сделала. Я не кланялась Распутину 29 июня с.г. и ударила его кинжалом не по выходе из ворот, а по возвращении его к воротам дома.
Кинжал с ножнами был привязан под юбкой моей же кромкой, и я его тогда вытащила из ножен через отверстие в кофточке, а ножны продолжали висеть на кромке у меня под юбкой.
Находясь на квартире у Хохловых, как на другой квартире, я скрывала отнятый у меня, кинжал у себя под нижней юбкой, на нижней рубахе, привязанным к телу в течение почти недели, вследствие чего я во время сна не снимала с себя эти юбки, чтобы окружающие не заметили у меня этот кинжал. За всё время я с ним не расставалась. Я назвалась Хохловым Евфимией потому, что мое имя церковное Хиония — мудрое, и его трудно запомнить. Меня и дома в нашей семье в г. Царицыне звали Евфимией, а Хионией меня звали лишь монахи. Я подтверждаю, что Распутину 29 июня не кланялась, почему я и делала возражения при допросах в с. Покровском, когда отрицала их утверждения, что будто бы я тогда кланялась Распутину. Показали они про эти поклоны по ошибке или в угоду Распутину.
Уходя из дому Екатерины Зотовой на берег, я дала ей пять копеек за калачик. В г. Ялту я ехала на пароходе, где познакомилась с незнакомой мне женщиной из баптисток, как её зовут и откуда она — не знаю. Она хотела получить место в г. Ялте. Вот с этой женщиной я и ходила в редакцию местной газеты справляться, не проживает ли ещё в г. Ялте Григорий Распутин и куда он мог отсюда уехать. Женщина эта ушла от меня, куда не знаю и я с ней больше не встречалась.
Ни я лично, ни моя сестра Пелагея Завороткова никогда не получали писем от батюшки Илиодора — Сергея Михайловича Труфанова. Елену я встречала осенью в 1913 году в хуторе Большом у Илиодора, когда здесь бывала. Она здесь всё время жила и делала искусственные цветы, на деньги от продажи которых она кормила Илиодора. Как отчество и фамилия Елены — это я не знаю. Она выехала из хутора Большого в г. Царицын, где нанялась прислугой, но у кого она нанялась, я не знаю. Об этом я только случайно слышала, но от кого именно, не помню. Она — простая женщина, но из какого сословия — не знаю.
С Евдокией Ивановной Скутневой я встречалась на хуторе Большом у Илиодора, но с ней я незнакома. Она — странница, ходила по святым местам и была одной из поклонниц Илиодора. Она все время жила в хуторе Большом, где работала на Илиодора и кормила его. Получала ли она от Илиодора письма или нет — не знаю. Ко мне писем Илиодор не писал, почему думаю, что ныне покойный Иван Иванов Синицын хотел оклеветать Илиодора, для чего и написал сам от имени последнего письма ко мне, Пелагее Заворотковой. Это моё письмо читать сам давал в г. Царицыне. Ивана Синицына я только встречала в церкви, когда он говорил с Илиодором проповеди, и больше я с ним не встречалась. Он был в большой дружбе с Илиодором и жил у него на хуторе Большом. Синицын не понял Илиодора, считал, что он не от Бога, благодаря чему разошёлся с ним и стал на него клеветать.
Мне Илиодор продал в г. Царицыне дом за 200 рублей, когда он в действительности стоит около 2000 рублей, почему так дешево мне батюшка продал дом свой — не знаю. 18 или 19 мая сего 1914 года я не была в хуторе Большом у Илиодора, в мае я всё время ездила по городам России целый месяц; в хуторе Большом я с осени 1913 года, когда здесь была со своей больной сестрой Пелагеей, больше не бывала. Моя сестра Прасковья Кузьмина Тулузакова проживает в г. Царицыне во 2-й полицейской части. Она шапошница.
Брат мой Андрей Кузьмин Гусев — парикмахер и живёт зимой на станции Усть-Костычи, желез, дор. в 12-ти верстах от г. Сызрани.
Мой покойный отец Кузьма Алексеев Гусев болел ревматизмом ног, спиртными напитками не злоупотреблял, хотя водку и пил. Мой покойный родной брат Симеон сошёл с ума и умер; у него были, как и у отца, раны на ногах.
Среди родни нашей сифилитиков, насколько я знаю, не было, самоубийц, преступников и лиц, страдавших глухонемотой или другими физическими уродствами, тоже не было.
Моя мать Марфа Петровна Гусева была женщина здоровая, умерла она от воспаления легких, от чего отец умер — не знаю, но он долго хворал.
Лет с девяти меня лечили травами, сулемой в вине от ломоты в голове и в ногах. Других болезней у меня в раннем детстве не было, солнечного удара со мной не случалось и головы до потери сознания я не расшибала. Жила я с отцом, большой нужды материальной у меня не было. Когда у меня впервые появилась менструация и как она протекала — не помню. Беременной я ни разу не была, не было у меня родов и кормлений грудью ребенка. Сифилисом я не страдала. Меня испортили лекарствами с 13 лет, отчего у меня и провалился на лице нос. Это у меня случилось на 13-м году жизни. Спиртных напитков, кроме лекарств, я не пила, половым излишествам и онанизму, рукоблудию не предавалась. Училась я в приходской воскресной школе, но курса не окончила по своему желанию.
Взрослой я никогда не болела, хотя у меня что-то делается уже лет пять с сердцем, что, не знаю (30 сентября 1914 )».
В числе последних был допрошен один из главных противников Распутина, можно сказать, враг — епископ Гермоген. Из его показаний крайне важны два момента. Во-первых, он называет высокопоставленный первоисточник информации, компрометирующей Распутина. Это Владыка Феофан, от которого Гермоген получил письмо со сведениями, порочащими Распутина. Феофан был близок кругу Великого князя Николая Николаевича. Во-вторых, чтобы выгородить Илиодора, Гермоген намеренно искажает факты взаимоотношений Илиодора и Распутина, утверждая, что последний поддерживал идею издания газеты «Гром и молния» и денежно помогал её выходу, а также содействовал агитационным поездкам Илиодора. На самом же деле Распутин эти мероприятия не поддержал, и здесь одна из главных причин враждебности Илиодора к Распутину. Гермоген же как бы затушевывает этот факт. Этим он показывает, что стоит с Илиодором заодно. И вообще очень странно, что православный епископ Гермоген довольно сочувственно относится к Илиодору, уже тогда вероотступнику и врагу Русской Церкви. Впрочем, послушаем его самого.
Показания Епископа Гермогена:
«Православный епископ Гермоген, живу при Жировицком монастыре.
С Григорием Распутиным я познакомился в городе Петрограде в конце 1908 года, как-то осенью, в то время, когда я присутствовал в Святейшем Синоде. Познакомил меня с ним исправляющий должность инспектора Петроградской Духовной академии архимандрит, впоследствии епископ Феофан. Последний, знакомя меня с Григорием Распутиным, отозвался о нём в самых восторженных выражениях, как о выдающемся подвижнике. С архимандритом Феофаном я находился в самых дружеских отношениях, и рекомендация, данная им Распутину, вполне расположила меня к последнему. Тогда же в Петроград прибыл отец Илиодор, состоявший в Почаевской лавре. Святейшим Синодом он был определен в мою епархию — в Царицынский монастырь. Отец Илиодор был учеником и духовным сыном архимандрита Феофана. Часто посещал его и, несомненно, там познакомился и сошёлся с Распутиным. После отъезда моего в свою епархию, в течение 1909 года, Распутин несколько раз приезжал ко мне в Саратов и оттуда ездил в Царицын к отцу Илиодору. Отношения между мною, а также Илиодором и Распутиным на первых порах были самые лучшие. Распутин пользовался общим расположением. Ко мне он относился с особой предупредительностью, но, насколько я понимал, он предпочитал гостить в Царицыне у Илиодора. Распутин первый заявил, что приедет ко мне. Я пригласил его, и он стал посещать меня и отца Илиодора. Мне известно, что Распутин с отцом Илиодором посещал в Царицыне дома разных лиц, но кого именно, я не знаю. В частности, мне известны Пелагея Козьмина Завороткова и Наталья Емельяновна Толмачёва — по крайней мере, пофамильно. Навещал ли их Распутин с о. Илиодором — мне неизвестно. Отец Илиодор в своих проповедях, обращенных к своей пастве, указывал Григория Распутина как подвижника высокой христианской жизни. Таково было в то время общее мнение о Распутине. В начале 1910 года, времени точно не помню, я получил письмо от Владыки Феофана. В письме этом последний сообщал мне, что Григорий Распутин оказался совершенно недостойным человеком. Владыка приводил мне целый ряд фактов, порочащих Распутина, как человека развратной жизни. Получив это письмо, я при встрече с Распутиным указал ему недостойность его поведения. Полученное мною письмо, а также мои личные неблагоприятные Распутину наблюдения за ним, послужили поводом к резкому изменению моего отношения к Распутину, которого я даже перестал принимать. С отцом Илиодором Распутин находился по-прежнему в дружеских отношениях, бывал у него. Я указывал отцу Илиодору на то, что Распутин недостоин его дружбы. Илиодор мне возражал, ссылаясь на то, что сведения о Распутине, возможно, неосновательны. Летом 1911 года отец Илиодор совершил с паломниками поездку по Волге. Насколько мне известно, Распутин не только не противодействовал этой поездке, но даже всеми мерами содействовал этому, в частности, предоставлением им средств, — Распутин, как я слыхал (от кого — не помню), собрал и предоставил на это около трех тысяч рублей.
Вначале декабря 1911 года я опять присутствовал в Святейшем Синоде. Тогда же отец Илиодор возбудил ходатайство о разрешении издавать газету «Гром и молния», а главное, искал для этого средства. Я оказал содействие отцу Илиодору, и затея его увенчалась полным успехом. Распутин и тогда находился в хороших отношениях с отцом Илиодором. Насколько мне известно, никакого противодействия Илиодору в его затее издавать газету Распутин не оказывал. В Петрограде мною получено было ещё больше неблагоприятных сведений о Распутине, и я запретил отцу Илиодору поддерживать с ним сношения, но, повторяю, лично о. Илиодор никаких столкновений с Распутиным не имел.
Уехав в Царицын, о. Илиодор в своих проповедях указывал пастве, что он ошибался в оценке Распутина, что последний оказался недостойным человеком и что Владыка (я) запретил иметь с ним общение. О том, чтобы о. Илиодор указывал на св. пророка Илию, зарезавшего собственноручно 400 лжепророков, и предлагал последовать его примеру и таким же образом поступить с лжепророком Григорием Распутиным, — никогда я ни от кого не слыхал и считаю это ложью, так как, повторяю, в то время о. Илиодор не имел никаких личных мотивов быть недовольным Распутиным. Прибыл о. Илиодор в Царицын после отъезда из Петрограда недели через 2-3. Когда состоялось увольнение меня на покой, я вызывал о. Илиодора в Петроград телеграммой. Он прибыл немедленно туда, но уже в Царицын не возвращался и был определен во Флорищеву пустынь. Таким образом, если бы даже о. Илиодор и считал, что он и я пострадали из-за происков Распутина, то он уже не имел возможности проповедовать об этом своей пастве. У о. Илиодора были почитатели и почитательницы, но о том, доходило ли это почитание до фанатической преданности, — я не знаю.
Хионии Гусевой (мне предъявлена её фотографическая карточка) я совсем не знаю. В какой степени и с какими именно из своих почитателей о. Илиодор поддерживал сношения, находясь во Флорищевой пустыни, не знаю. Подробно об отношениях о. Илиодора к Распутину, о посещениях последним Царицына и местных деятелей, об отношениях к о. Илиодору Хионии Гусевой и вообще обо всём, касающемся событий, имевших место в Царицыне, может дать самые подробные сведения Ксения Гончаренкова — одна из почитательниц Илиодора, живущая теперь здесь же, при Жировицком монастыре.
Кажется, с её слов мне известно, что Хиония Гусева была соблазнена в своё время Распутиным и затем им покинута. Больше ничего добавить не имею.
Возможно, что Распутин приезжал в Царицын по приглашению о. Илиодора. На первых порах Распутин пользовался расположением царицынского населения, но затем, ввиду открыто допускавшегося им «вольного» обращения с молодыми женщинами и девушками, отношение к нему стало хуже. Распутина молодые женщины стали явно избегать. Посещали его только старухи. По этому поводу Распутин в резкой форме выражал своё неудовольствие о. Илиодору. Больше ничего добавить не имею. Показание мне прочитано. Епископ Гермоген.»

Да, лукавит Владыко, недостойно сана покрывает будущего большевика, сотрудника ЧК, соратника Дзержинского Труфанова-Илиодора. Никому из нас не суждено узнать будущего. Но если бы Гермоген увидел его, то ужаснулся бы. Как неисповедимое Господне наказание ждала его страшная смерть от руки большевистских извергов: быть утопленным заживо в 1918 году как раз напротив села Покровского, родины Распутина (документы об этом лежат в Тобольском архиве).
Следствие продолжалось около года. Во время него была полностью доказана вина Труфанова (Илиодора) в подготовке к убийству.
Это, в частности, следовало из показаний Распутина о ссоре с Илиодором. Подтверждалось личным письмом Труфанова («Я победил...»), письмами X. Гусевой и М. Заворотковой. Об этом свидетельствовали показания Акилины Лаптинской, Николая Скатова и Пелагеи Заворотковой, подтвердивших, что Гусева была фанатичной последовательницей Илиодора и жила у него в качестве экономки, косвенным свидетельством вины был и побег Илиодора сразу же после покушения за границу.
Ещё 12 октября 1914-го судебный следователь Тюменского уезда выносит постановление о предъявлении обвинений в подстрекательстве к убийству Труфанову (Илиодору) и розыске его мерами полиции .
Да, обвинение формулируется именно так, а не «организация покушения на убийство», что следует из документов и показаний, а только «подстрекательство к убийству»
Но самое главное впереди — 3 июля 1915 года Гусева объявляется ненормальной и от уголовного преследования освобождается.
Резолюция Тобольского окружного суда от 3 июля 1915 года гласила:
«Ввиду состоявшегося 20 июня 1915 года определения Томского окружного суда о признании мещанки города Сызрани Хионии Кузьминичны Гусевой, обвиняемой в покушении её 29 июня 1914 года в селе Покровском... на крестьянина Григория Ефимова Распутина в том, что она во время состояния сумасшествия под влиянием аффекта, связанного с возникшей у неё идеей религиозно-политического характера, в каковом она находится в настоящее время... поместить в специальную психиатрическую лечебницу, для лечения до её выздоровления. Вещественные доказательства сохранить до рассмотрения дела обвиняемого Труфанова» .
Гусеву помещают в хорошие условия, отличные от других настоящих психических больных, она получает посылки с едой, фруктами, теплой одеждой. Свободно переписывается со своими единомышленниками, считающими её героиней.
В начале марта 1917 года, сразу же после отречения царя, по личному указанию новоиспеченного министра юстиции Керенского Гусеву отпускают из лечебницы. Медицинское освидетельствование, сделанное Гусевой перед «выпиской» из лечебницы, говорило, что она совершенно нормальна.
В Тюменском музее сохранилась копия удостоверения, выданного Гусевой при освобождении тобольским комиссаром Пигнатти:
«27 марта 1917
Удостоверение
Предъявительница сего есть освобожденная из-под стражи по распоряжению Временного правительства, покушавшаяся на убийство Распутина, — Хиония Кузьминична Гусева.
Тобольский губернский комиссар».
Вот так. Умение и желание убивать становятся общественной заслугой.
Гусеву освободили от уголовного наказания 3 июля 1915 года. А уже 6 июля этого же года выносят заключение товарища прокурора г. Тобольска о прекращении уголовного преследования против Сергея Труфанова .
И это несмотря на все неопровержимые улики и выводы судебной экспертизы! Так сработала мощная поддержка, которая стояла за спиной лиц, покушавшихся на убийство Распутина.
«Я вышел победителем из этой борьбы», — смело мог сказать будущий большевик и чекист Илиодор. Атмосфера ненависти и клеветы, пронизавшая большую часть образованного общества России, делала Григория Распутина беззащитным перед происками тёмных сил.


продолжение

Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz