По воле исторических перипетий ХХ века приход св. Александра Невского после 1917 года несколько раз менял свою юрисдикцию: до 1983 г. он находился в ведении Константинопольского Патриархата, а затем, был присоединен к Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), управляемой из США. В апреле 2000 г., а фактически еще раньше, часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и вернулась в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 4 Этот акт был утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 апреля 2000 г. |
В 2003 году, когда было принято окончательное решение о перенесении останков Государыни Императрицы Марии Феодоровны из Дании в Россию, Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси Алексий дал официальное благословение на устройство в Хесбьерге православного храма и здесь началась полноценная литургическая жизнь. Буквально сбывается написанное: "Отдай плоть - приими Дух": Дания отдала драгоценные для каждого русского останки , взамен получила храм и Евхаристию.
Xрам св.Царственных страстотерпцев Российских на Фюне. Дания
У истории храма в Хесбьерге есть предъистория.Из Дании в Россию приехал г-н Виг, нашел через своего старого знакомого м.Амвросию и позвал... Матушка Игумения доложила Его Святейшеству, он благословил поехать посмотреть. Первое, что сказала Матушка Игумения, увидев замок (март 2001), было: «Чем-то наше Шамордино напоминает.» Может быть, духом времени. И Шамординский монастырь, и замок в Хесберге закладывались – хоть и в далеких друг от друга - и территориально, и по вероисповеданию – странах, но в одну эпоху – эпоху Царя-миротворца Александра III, супруга которого к тому же была датской принцессой. И еще тем же запустениемто здесь? Разве что повторяющиеся несколько раз на стенах замка и других зданий поместья буквы А и М – инициалы первого хозяина замка (Андрес, каким встретило Шамордино весной 1990г посланниц Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря монахиню Никону инокиню Ефрему. Но в разрушенном Шамордино вновь прибывшие чувствовали, что они не одни, что с ними преподобный Амвросий, Матушка София, все подвизавшиеся здесь прежде сестры. А ч Миле), А для шамординок это, конечно, начальные буквы дорогого имени – Амвросий Оптинский. Матушка Игумения хозяйским оком осматривает замок и окрестности, отдает своей казначее распоряжения, как будто уже все решено и завтра надо приступать. Внутри замка: « Для храма на первых порах годится эта комната: ориентирована восток-запад, есть отдельный выход. И трапезная примыкает к храму – прямо как в Риге, только коридор пересечь.Все диваны выбросить, поставить еще ряд столов» Обходя территорию: «Это очистить, Лачуги все снести.» Г-н Виг недоумевает: «Как снести? Там люди живут». Матушка изумлена еще более: разве в этих карточных домиках может кто-то жить? Ночью стало понятно, что жить невозможно в замке: на улице -1, но, кажется, там гораздо теплее, чем в замке. Всю ночь м.Амвросия один за другим подкладывала в прожорливую буржуйку припасенные заботливым (насколько это было в его силах) хозяином брикеты – напрасно, Матушка Игумения так и не сомкнула глаз из-за промозглого холода. На следующий день уехали отогреваться и телом, и душой в Копенгаген, где встретил настоятель прихода Московской Патриархии в Дании о.Александр (Горбунов) вместе со всегда готовой принимать гостей Татьяной Сергевной Ладыженской, (организатор и председатель прихода МП).
Но сдаваться никто не собирался: «Ничего, в Шамордино еще труднее было. Здесь хоть крыша, и даже окна, двери есть.» (Кто ж знал, что крыша течет и течь ей еще не один год, Г-н Виг особо по этому поводу не нервничал: «Да она уж 20 лет течет»)
Никто не подгадывал, само собой получилось, что шамординский монашеско-труднический десант (в лице монахини Амвросии, инокини Екатерины, паломников Илии, Дарии и Лидии) высадился в Хесберге 29 июня по григорианскому календарю, день, в который, как любил подчеркнуть г-н Виг, датская церковь празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. С собой привезли не только всю необходимую богослужебную утварь, иконы, облачения, восполняющие богослужебную часть православного отдела библиотеки г-на Вига книги, пожертвованные семьями Бориса Антонова, Сергия Аракчеева, Кирилла Гришина, Николая Савченко, Гульжан-Иулиании Намазбаевой, но и жертвенник с престолом(дар дерево-обрабатывающей компании, директор - Вячеслав Толстых), и даже кованый крест на будущий купол храма (дар калужского кузнечного цеха, директор - Андрей Зыльков). Привезли и разработанный шамоодинскими монахинями (Иоанной и Алипией) проект иконостаса, все размеры в котором (как выяснилось post factum) оказались соответствующими в старинных системах измерения размерам царским, великокняжеским, княжеским. Конечно – ведь храм посвящен Царю Николаю, наполовину датчанину по крови. Первое, что сделали сестры – затеплили лампады перед привезенной из Шамордино самой Матушкой Игуменией иконой Казанской Божией Матери и перед копией чудотворной иконы св.Царственных страстотерпец Российских и начали молиться, неукоснительно соблюдая Устав Шамординского монастыря того времени, когда там не было священника. А Илья без лишней суеты подготавливал каркас иконостаса и подготавливал г-на Вига – к тому, что «самая лучшая комната замка» навсегда превратится в православный храм. В середине дня ...августа каркас иконостаса наконец в собранном виде лежал на полу будущего храма, а через час Илья с помощью (правильнее было бы, пожалуй, сказать: несмотря на «помощь») двух отнюдь не атлетического телосложения.матушек и каких-то им самим изобретенных и изготовленных приспособлений умудрился как-то привести это 300-килограммовое сооружение размером 4м на 10м в вертикальное положение. Конечно, только по Божией милости эти килограммы не раздавили собой бесстрашных строителей. Установить иконы, собрать жертвенник и престол было уже совсем нетрудно. На Успение о. Александр (приезжавший перед этим в Хесберг... августа, в день памяти Марии Магдалины, небесной покровительницы предпоследней, а также ныне здравствующей Игумений Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря, и совершавший тогда Службу в обычной комнате) служил уже в более-менее благоустроенном храме. Прихожанка на то время в Хесберге была всего одна – Светлана Леончик.Несколько раз наезжала неутомимая Татьяна Сергевна со свитой. Были паломники: Пеннеры из Штутгарда, оттуда же студенты, белорус Петя и украинец Игорь. Вместе с Ильей они построили дровник и заполнили его доотказа. Им помогали гостившие в Дании дети из расположенного недалеко от Шамордино интерната.
Но лето прошло, визы кончились, документы на передачу замка Московской Патриархии, казалось, оформить невозможно. Оживший было после 20 лет запустения замок должен был вновь опустеть... Но оставить г-на Вига, храм оказалось невозможным. Получив новую визу, в феврале 2002г м.Амвросия вернулась в Хесберг вместе со своим давним знакомым, бывшим дипломатом, много лет работавшим в Скандинавии, Геннадием Павловичем Шуваевым, чтобы попытаться решить бюрократические проблемы. Выход, казалось, нашелся: подписать предварительный договор между хозяином замка г-ном Вигом и приходом Московской Патриархии в Дании в лице его председателя Ладыженской Татьяны Сергеевны о передаче замка в пользование приходу. Вместе с договором г-н Виг писал завещание, согласно которому в случае его смерти замок и 4га земли при нем переходили в собственность Московской Патриархии. Обе эти документа были составлены г-ном Оге Крампом и подписаны в его присутствии и присутствии Его Высокопреосвященства Митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (бывшего большим другом прихода Московской Патриархии в Дании и неоднократно посещавшего приход и замок) 1 апреля 2002г.
Теперь следовало параллельно с созиданием на территории замка православного уклада заниматься рутинной юридической работой по подготовке юридически обоснованного документа о передаче замка и прилегающей территории Московской Патриархии. Прежде всего, переводом земли из статуса сельскохозяйственных угодий – согласно датскому законодательству сельскохозяйственные земли могут быть переданы (проданы, подарены) только лицу, имеющему лицензию на фермерскую деятельность. Но – таков характер – г-н Виг никогда не умел последовательно материализовывать свои идеи, едва начав, он считал дело уже свершившимся и не только искренне удивлялся, но и возмущался, не получая плодов с, как ему казалось, давно посаженных деревьев. Первое время м.Амвросия пыталась подвигнуть г-на Вига на завершение юридических дел, а потом, воздав хвалу Богу, предала все в Его Волю и поделила свое время между исполнением ежедневного круга Богослужений по скитскому Уставу и физическим трудом. После многопопечительного, многосуетного послушания казначеи в Шамордино для нее это было время отдохновения.
Но продлилось оно – увы! - недолго. В маленькой Дании всё и все на виду, а событиями она небогата. Газеты, радио, телевидение – все спешат использовать диковину, русский храм в самом центре Дании. Вслед за масс медиа потянулся народ, сперва в основном датчане. Однажды во время Шестопсалмия зашли двое – сразу видно, сын и отец – сели на диван, который по причине его огромных размеров так и не вынесли из храма. Окончив чтение, м.Амвросия подошла к ним: “Do you want anything?” (“Вам что-то нужно?) Последовал ответ: “Yes, we want peace” (“Да, мы хотим покоя”). Они остались до конца службы, а потом отец рассказал, как случайно зайдя в маленький православный храм в Риме, он ощутил неземной покой, который чуть было ни разрушила забежавшая туда группа японских туристов. Но он услышал как бы из алтаря :” Не думай, ЭТО никому и ничему не подвластно.”
Приезжали и просто любопытства ради. Но всегда доброжелательные, готовые помочь. Когда м.Амвросию попросили назвать отличительную черту датского национального характера, она ответила, не задумываясь: “Отзывчивость.” Даже если приходится обращаться за помощью просто на улице, к совершенно незнакомым людям, никогда не услышишь: “Не знаю” Если человек не знает сам, он будет звонить кому-то по мобильнику или остановит другого, третьего, десятого, пока не решит твою проблему. С просящим пройти одно поприще пройди два – это по-датски. Полицейские в Дании всегда стремятся не наказать, а помочь. Однажды за отсутствием мест на стоянке припарковались в неположенном месте. Идет полицейский со строгим лицом (а машина его занимает одно из мест на стоянке):”Вам придется платить штраф. Вы припарковались неправильно.” М.Амвросия улыбаясь, отвечает: “Так Вы же отъедете сейчас, мы и припаркуемся, как положено” Полицейский только рассмеялся и пожелал доброго дня.
Местные, жители Хесберга, тоже дружат с русскими. Хотя некоторые и недовольны, что хозяевами замка останутся русские, смиряются, понимая, что только они и смогут привести замок в надлежащий вид. Слово “русские” здесь произносится с большим уважением: русские еще связаны по рукам и ногам отсутствием документов на замок, еще не начали как следует, а уже столь много дел играючи переделали. Сарай огромной высоты без всяких подъемных кранов перекрыли, куполок с крестом поставили, разрушенный, казалось, безнадежно бурей 1998г. балкон отреставрировали, дымоходы заново выложили, территорию от поваленных той же бурей деревьев очистили, на месте помоек разбили клумбы. Латая в ожидании документов многочисленные дыры на крыше замка, бегают по ней бесстрашно, как белки, не прося вызывать, как это делали нанимаемые г-ном Вигом датские рабочие, машину, аренда которой стоит около 1000 долларов в день. А еще между делом чинят местным машины, трактора, всякую бытовую технику. Если что-то ломалось зимой, когда паломников в замке не было, г-н Виг говорил: “Ничего, скоро приедет Илья. Илья знает, что делать”
Постепенно растет число прихожан, среди них много сербов. Живорад, Микола, Пайа тоже умеют много чего и по первому зову матушки приезжают, готовые исполнить любое послушание: наколоть дров, покосить газоны, установить электроплиту, отремонтировать стиральную машину. Но чаще всего м.Амвросия звонит Армену: надо ли куда-то поехать по делам, кого-то встретить, навестить – это всё Армен. В его же доме ночуют приезжающие служить в Хесберг батюшки, которых всегда радушно и приветливо встречает супруга Шорик и 4 детей. Ну вот, кажется, лимит превышен. Останавливаюсь. Только отвечу на конкретные еще вопросы.
Произошла ли перемена после воссоединения?
Уже писала выше, что Шамордино и до воссоединения получало помощь от зарубежных приходов в Германии, Приезжали и помогали и из других приходов зарубежья тоже. Искренне верующие люди и у нас, в МП, и в зарубежье всегда хотели объединения. А когда ты оказываешься в чужой стране, необходимость объединения еще явственнее: как объяснять внешним, что исповедуя одну веру, принадлежа одному народу, мы разъединены?
Хорошо, что теперь можно причащаться в Копенгагене, в Храме, построенном самым русским из всех русских царей Александром III. Но – это, конечно, не для печати – было очень неприятно узнать, что наш Батюшка, о.Сергий Бондарев, получил от настоятеля Храма отказ на просьбу сослужить ему в престольный праздник. Знает об этом Батюшка о.Виктор?
Планы ближайшие и отдаленные.
Слава Богу и г-ну Вигу благодарность за то, что в Хесберге наконец разучилась строить планы. Как Господь управит. Наше дело – неленостно молиться и трудиться. Конечно, хочется, чтобы замок наконец был оформлен на МП и можно было бы заменить крышу. В марте обещают основную часть документов подписать, потом должно все оформиться быстро. Как Бог даст. А желающие помогать и материально, и организационно – слава Богу! - есть.
Чем зарабатывает монастырь?
Таких целей ни в Шамордино, ни здесь не ставим. Надо добросовестно исполнять свои монашеские обязанности – все потребное Господь подаст в свое время. Когда мы восстанавливали Шамордино, все работы начинали без копейки денег, а когда подходило время расплачиваться, иногда в самый последний момент Господь посылал требуемую сумму.
Паломничество.
Зимой возможно только для самых отважных – в замке очень холодно. Летом – милости просим. Кровом, пропитанием и послушанием (каждому по силам) обеспечим. Но, конечно, лучше заранее согласовать даты.
Вопросы, кажется, все? Простите за многословие. С воскресным днем вас. Всем низкий поклон. Просим благословения Батюшки. С любовию о Господе, м.Амвросия.
В 12км от Одензе, где родился известный всему миру сказочник Ганс Христиан Андерсен, находится живописное местечко Хесберг. Расположенное там поместье (замок, несколько хозяйственных построек, сады, пруды, участок леса и земли) принадлежали господину Йоргену Лаурсену Вигу (31.08.1918 - 28.12.2005). Весьма разносторонне образованный, лингвист, богослов, в прошлом лютеранский пастор, в возрасте 83 лет он принял Православие и решил устроить в своем имении православный монастырь. В этом благом начинании ему активно помогала председатель русской православной общины (Московского Патриархата) в Дании княгиня Татьяна Сергеевна Ладыженская (01.10.1919 - 14.02.2006) (ее родители эмигрировали из России в 1918г. в составе свиты матери последнего русского св. Царя-страстоперпца Николая II Императрицы Марии Феодоровны, урожденной датской принцессы Дагмар) и монахини Казанской Амвросиевской пустыни, что в Шамордино, впервые приехавшие сюда по приглашению господина Вига в 2001г. |
А в конце апреля 2002г г-н Виг вместе с м.Амвросией поехал в Россию в г.Алатырь к ее духовному отцу, настоятелю Троицкого монастыря архимандриту Иерониму. |
Усилиями вначале небольшой группы православных (теперь община Хесбьерга умножилась, в ее состав входят более 100 человек) поместье преобразилось: устроен домовый храм в честь святых Царственных страстотерпец Российских, в котором ежедневно совершается полный круг богослужений по скитскому Уставу; над ним возведен купол с крестом, освящающий и благословляющий все вокруг, привлекающий к себе ищущих Господа. |
Адрес монастыря: Hesbjergvej 50, Hesbjerg, 5491 Blommenslyst
Духовенство: Монастырь окормляется иереем Сергием (Бондаревым), настоятелем приходов РПЦ (МП) в Дании
Телефон священника: 36-45-33-46 Е-mail: sergiysp@mail.ru
Старшая сестра: монахиня Амвросия (Гараева)
Телефон: 51-29-18-27 Е-mail: amvrosija@mail.ru
УДИВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ ДАТСКОГО ГУМАНИСТА В ПРАВОСЛАВИЕ
сайт храма в Хесбьерге
Наверх
На главную страницу
На карту сайта