Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову в память страданий и смерти Спасителя на кресте. Установлен в этот день строгий пост. Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.

Тропарь, глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4-й

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перед крестными страданиями Господь сказал: 'Ныне прославится Сын человеческий'. Крест - Его слава, вечное сияние Его любви. По словам Иоанна Златоуста: 'Крест не только спас людей, но и ангелов приблизил к Богу'.

Господь наш Иисус Христос, распятый и умерший за грехи всего мира на Голгофе, был снят с Креста праведным Иосифом Аримафейским и положен в пещере в саду, находившемся недалеко от места распятия (см.: Ин. 19, 38-42). Иудеи там же, на Голгофе, зарыли в землю Крест Господень и кресты, на которых были распяты два разбойника, сохранив это место в тайне.


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Через 70 лет Иерусалим был до основания разрушен войсками римского императора Тита. Потом император Адриан (117-138), ненавидевший христиан, приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на этом месте на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Сюда собирались язычники для совершения своих обрядов.

По прошествии около 200 лет промыслом Божиим великие христианские святыни — Гроб Господень и животворящий Крест — были вновь открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном Константине Великом (память 21 мая [1]), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.

Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине и возвращении его в Иерусалим при Ираклии. В царствование равноапостольного императора Константина (IV век) в Иерусалим отправилась его мать Елена с целью обрести величайшую из святынь - Крест Спасителя.
При помощи верующих из Иерусалима, знавших от своих предков о местонахождении Креста, начали раскопки. Языческий храм Венеры, кощунственно построенный на месте Распятия, был снесен, и под землей обнаружилась пещера. В ней сохранились три креста и гвозди. Какой из них был Крест Господень? Чтобы узнать, на каком из крестов был распят Спаситель, их поочередно возложили на покойника, которого в это время проносили мимо Голгофы. Когда Крест Господень был возложен на мертвеца, тот встал из гроба живым. Ко Кресту Спасителя приносили больных, и они получали исцеление. События эти вскоре стали известны многим. Крест был обретен перед Пасхой, и множество паломников собралось в тот год в Палестину. Улицы и площади Иерусалима были наполнены толпами народа, так что не было возможности приблизиться к Кресту или даже издали взглянуть на него.
 Голгофа фото 2006 г Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его. Императором Константином был построен величественный храм Воскресения Господня, под сводами которого оказались главные святыни - Голгофа и Гробница Христа. Древо Креста поставили в алтаре на горнем месте.

Еще одно событие, связанное с Крестом Господним - его возвращение после четырнадцатилетнего пленения в Персии обратно в Иерусалим.

В царствование Византийского императора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609-633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень.
С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz