Сретение Господне

Тропарь, глас 1-й

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещая сущие во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою,Еюже по закону ныне принеслся в храм Господень.

Празднуется 15 (2) февраля

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта - освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, - свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля".

sre.jpg Этими словами Симеон с радостью говорит: "теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей".

Родившегося Господа Симеон называет: "светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и "славою для народа своего", то есть Израиля. - Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете - весь верующий мир христианский.

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец".

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа.

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

От события встречи Богомладенца праведным Симеоном получил свое название и сам праздник в Церкви православной. Событие Сретения празднуется 2 февраля по старому стилю или 15 февраля по новому стилю. Такая дата установлена потому, что этот день есть окончание так называемого 40-дневного периода очищения для женщин по закону Моисея. Появление праздника восходит к глубокой древности. Несомненно, что этот праздник в Церкви Иерусалимской был известен в IV веке. Из Иерусалима он перешел к другим Церквям в V-VI веках. В Церкви восточной начало торжественного празднования Сретения относится ко времени византийского императора Юстиниана (527 - 565 гг.).

В 528 году, при императоре Юстиниане, Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Таким образом, этот день вошел в число двенадцати особо торжественных общецерковных празднеств - двунадесятых праздников.

Слово на Праздник Сретения Господня

15.02.2009 отца Андрея Дедюхина-Сицкого.

sret.jpg Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сретение Господне - Праздник, знаменующий собою вхождение Господа нашего Иисуса Христа в Храм нашей души.
Молитвенное и Добро делание имеет своей целью – встречу с Христом.
Мы ждем Христа у входа, встречаем Его, как встречают архиерея духовенство, притч и прихожане, для того, чтобы достичь Полноты – «Плеромы», то есть совершенной полноты.
Пока в душе нет Христа, ты молишься посильно, но всегда недостаточно. Дело не в продолжительности молитвы. Не в количестве молитв, не в количестве молящихся – в состоянии души.
Сретение – надежда на Божие блага, трепет о своем не достоинстве, и радость от встречи долгожданного. Наш с вами праздник. Наша вечная человеческая надежда.


Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz