Сергий Радонежский

СВЯТОЙ ПОКРОВИТЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия.

Преподобный Сергий жил в XIV веке, жил в те тяжелые времена, когда наше Отечество, наши предки несли ужасное иго иноземного татарского порабощения и испытывали великие скорби. Вопли и мольбы людские дошли до Господа, и Он, Милосердный, для спасения нашей земли воздвиг преподобного Сергия, который для русского народа был таким же вождем, каким был в свое время святой пророк Моисей для израильтян. Своим нравственным влиянием и молитвой преподобный вдохнул в народ силу и веру и воодушевил его на подвиг национального освобождения от татарских поработителей, вписав тем самым в его историю светлую страницу. Поэтому-то наш народ так чтит преподобного Сергия и нескончаемой вереницей идет в его святую обитель, чтобы поклониться мощам его.
rad.jpg Но преподобный был не только покровителем нашей земли и молитвенником о ней. Он известен православным людям и как добрый, любвеобильный, смиренный старец, готовый за ближнего отдать и душу свою. Его отличали простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость и воздержание во всем, и эти качества привлекали к нему людей еще во дни его земной жизни.
Несмотря на то, что преподобный Сергий поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, свет его добрых дел и оттуда сиял и распространился во все уголки нашей необъятной Родины. К нему шли с разными скорбями и прошениями, и любвеобильное сердце его было особенно отзывчиво к народному горю. У него искали утешения и отрады в горестях, просили его советов и молитв, и он, как добрый и нежный отец, не оставлял без утешения никого, кто к нему с верою прибегал.
Когда скончался Преподобный, народ наш оплакал его кончину, но он твердо верил, что преподобный Сергий не умер, что он только переселился от земли на Небо и там не забудет своих соотечественников.
И действительно, после кончины угодника Божия потоки чудес изливаются на землю Русскую от молитвенного призывания имени его и от нетленных его святых мощей. Прошло уже шесть столетий, как жил, подвязался преподобный Сергий, и во все это время он всегда был покровителем Русской земли. Его по праву считают Ангелом Хранителем нашего Отечества. Действительно, во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, тогда восстает на помощь нам преподобный Сергий и своим молитвенным предстательством и предстательством Пресвятой Богородицы по его ходатайству спасает нашу землю.
(Архимандрит Кирилл (Павлов)1962год)

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.
Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы).
После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.
Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей своё имущество.
Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея , Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.
Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

Наверх
На главную страницу
На карту сайта
На карту сайта
Hosted by uCoz