Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации

1 февраля 2009 г. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!

Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я недостойный возведен собратьями моими на престол Патриархов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом Патриаршего поприща, которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным. Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман — символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2. 8).

1 февраля 2009 1 февраля 2009



Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.

Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским. Мой мысленный взор обращается также к Святейшим Предстоятелям Церкви нашей, особенно же к тем, кто нес это служение в новейшее время, начиная со святителя и исповедника Тихона и кончая приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием Вторым.

Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни.

Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.

Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научиться сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями.

Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое сам Бог передает людям через свое Откровение. Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного Слова помрачается тем, что сегодня мы называем «человеческим фактором».

1 февраля 2009 1 февраля 2009



Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви.

Такой диалог способствует также большему взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия в наших обществах и государствах. В рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа.

Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия. Благодаря за совместную молитву находящихся здесь Первоиерархов и представителей Святых Православных Церквей, свидетельствую, что всегда буду открыт к диалогу с Церквями-Сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы нам укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий.

Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество — все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры.

Наш христианский долг — заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости.

Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. «Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал святитель Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая». Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими.

Я сердечно благодарю всех собравшихся здесь на молитву. Надеюсь, что ваша молитвенная поддержка, как и ходатайство обо мне перед Богом всей Церкви, никогда не иссякнут. Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13. 11). Аминь.

Слово на избрание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси

Дорогие братья и сестры!
Мы с вами участники эпохального события. Большинство из нас никогда не видело ни процедуры избрания, ни интронизации Патриарха. Шутка ли, восемнадцать лет тому назад прошли выборы ныне покойного Патриарха Алексия II. Католики с 1978 года до 2005 года не видели интронизации Папы Римского.
Именно эти два события собрали почти олимпийскую аудиторию у экранов телевизоров. Именно эти два события «разбудили» дремавшее религиозное чувство у западных и восточных христиан, не охотно посещавших богослужения. Оставим католиков. Обратимся к нашему событию. Никогда не транслировалось так подробно в режиме прямого эфира то, что мы наблюдали, то о чем молились вместе с выборщиками и нашими Архипастырями. Многим переживания улучшили состояние души. Мало нашлось равнодушных. Из шестнадцати избраний первый раз православные и не православные стали и зрителями и участниками. Не напрасно Святейший Патриарх поблагодарил всех молившихся в эти часы о благополучном исходе дела.

Оставим прогнозы об избранном Патриархе. Мы знаем в большей или меньшей степени митрополита Кирилла и совсем не знаем Патриарха Кирилла. Главное – у нас есть Патриарх. Остальное управит Бог Духом Своим Святым. А мы получим ровно столько духовной пользы, сколько жаждет душа, и сколько заслуживаем. Будем служить Богу Духом и Истиною, как говорит апостол Павел, так и заслужим. Поздравляю и призываю Божие благословение на вас мои братья и сестры во Христе.

Председатель Совета Директоров приходских школ и Духовно-просветительских Центров Санкт-Петербургской митрополии, клирик Феодоровского Государева собора священник Андрей Дедюхин-Сицкий.

Слово на тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси

Дорогие братья и сестры!
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем первое тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла I. Вот и появился у нас Первый Патриарх XXI века. Именно с числом Первый мы связываем свои надежды на лучшую долю. Мы, взрослые люди, конечно же понимаем, что жизнь внесет свои коррективы и испоганит наше ожидание. Но сегодня пусть не портит праздник.
Но, как Гагарин принес оживление в народную среду своим полетом, Он – Первый! Надежда - вот что греет наше сердце. Так и на Патриарха Кирилла I духовенство, церковный народ, да просто люди возлагают свои надежды. Ждут, что те слова, которые были сказаны в многочисленных передачах «Слово пастыря» будут исполнены, как программа пастыря, ставшего Патриархом.
Мне боязно взглянуть на ту высоту, которую себе определил Святитель Кирилл, но полагаю, что он знал, какую высокую планку устанавливает.
Как православный христианин боюсь за Патриарха Кирилла, и конечно же не хочу Его срама. Известно, что наши СМИ все и вся готовы превратить в посмеяние ради тиража.
Полагаю, что закалка Святейшего Кирилла не позволит им (СМИ), торжествовать на промахах и недочетах Администрации Патриархии. Для меня, Патриарх – это очень многое. Вряд ли это можно объяснить. Да я и объяснять никому не стану. Ведь выбор Патриарха – выбор Святаго Духа, а не людей – что бы они об этом не думали.
Признаю первенство Патриаршее и приглашаю всех христиан молитвой поддержать Первосвятителя Кирилла в его служении на благо Русского Православия.

Председатель Совета Директоров приходских школ и Духовно-просветительских Центров Санкт-Петербургской митрополии, клирик Феодоровского Государева собора священник Андрей Дедюхин-Сицкий.
23.05.09



Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz