И вот уже две тысячи лет сбываются эти святые слова в жизни тех людей, которые берут свой крест и следуют за Христом.
Подвижники благочестия еще здесь на земле получают от Бога награду – любовь, радость, мир.
Свет Божией благодати, воссиявший в душах святых, проходит сквозь века. Молитвы праведников помогают нам в многоскорбной земной жизни, поддерживают, укрепляют, наставляют, утешают. А их творения – благолепные храмы и обители – непоколебимо стоят как молчаливые свидетели «блаженной вечности среди мира временного» (Из акафиста «Слава Богу за все»).
Милостью Божией побывала в древнейшей святыни нашего Отечества – Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.
Монастырь был основан в начале ХII века святой княжной Евфросинией, имя которой стало известным далеко за пределами Полоцкой земли и память которой почитается верующими во всем мире.
Полоцк возник у впадения реки Полоты в Западную Двину, где издавна обитало племя полочан, входившее в большой восточнославянский племенной союз кривичей. Через эти земли пролегал путь "из Варяг в Греки".
Уже в VIII веке здесь велась торговля с арабами, а позднее начались оживленные торговые отношения со Скандинавией
и островом Готландом. Свидетельством этому являются скандинавские саги, в которых постоянно упоминается Полоцк.
Полоцк (Полотеск, Полотьск, Полтеск) впервые упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом в связи с раздачей Рюриком городов своим вассалам (дружинникам). В Лаврентьевской летописи сказано: "И прия класть Рюрикъ, и раздая мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бело-озеро. И по темъ городомъ суть находници варязи, а перьвии насельници... въ Полотьски кривичи...". |
Город возник на реке Полота, отсюда и его название. С наименованием этой реки, притока Западной Двины, связывает древнерусский летописец также происхождение названия "полочане", которые поселились в Верхнем Подвинье, образовав самостоятельное племенное "княженье".
Оживленные связи Полоцка с другими странами способствовали распространению христианства в Полоцком княжестве задолго до крещения Руси.
Полоцк явился колыбелью православия для всей земли кривечей, названной впоследствии Белой Русью. Именно здесь находятся истоки самобытной национальной школы храмостроительства, просвещения и учительства.
В Х столетии Полоцк занимал четвертое место в иерархии древнерусских городов после стольного Киева, Чернигова и Переяславля. |
Киевский князь, посоветовавшись с боярами, решил "воздвигнуть отчину" Рогнеды, куда она была отправлена со своим сыном Изяславом Владимировичем. Рогнеда основала монастырь, приняв монашество с именем Анастасии.
Судя по летописным свидетельствам, Рогнеда стала первой монахиней в пределах восточнославянских земель.
При разделении в 992 году князем Владимиром земель между двенадцатью сыновьями его старший сын от Рогнеды Изяслав становится владетельным князем полоцким.
Ко времени его правления относится и учреждение в Полоцке первой епископской кафедры.
В XI веке легендарный полоцкий князь Всеслав Брячиславич, получивший прозвище Чародей, который упоминается в "Слове о полку Игореве", окончательно порвал с Киевом и стал полностью самостоятельным. При нем Полоцкое княжество вступило в полосу расцвета. Экономический и политический взлет Полоцкой земли сопровождался значительными достижениями в области культуры.
В частности, в середине XI века на крутом берегу Западной Двины был построен величественный Софийский собор. Это был третий в землях Древней Руси храм, освященный во имя Святой Софии Премудрости Божией. Подобные соборы имелись только в Киеве и Новгороде.
При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим. |
Праправнучка равноапостольго Владимира княжна Евфросиния (в миру Предслава), родилась около 1101-1108 года всемье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Рано постигнув грамоту, Предслава полюбила читать Священное Писание, уединяясь в своей девичьей светелке.
В возрасте 12 лет родители собирались выдать ее замуж (намечавшийся брак явно носил династический характер), но дочь решительно отказалась, уже тогда задумав посвятить себя служению Богу, и вскоре тайно ушла в монастырь, настоятельницей которого была вдова ее дяди Романа Всеславича. Приняв постриг с именем Евфросинии молодая инокиня стала жить в небольшом помещении – "голубце" – при Софийском соборе. Дни проходили в молитвах, постах, ночных бдениях, чтении богослужебных книг.
Евфросиния продолжая много читать, изучила, очевидно, греческий язык, став со временем одной из образованнейших женщин Древней Руси. Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи.
Через малое время явился ей во сне ангел и привел ее к месту, именуемому Сельцом и сказал ей: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть, потому что Бог через тебя многих приведет к спасению!» Евфрасиния ответила: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!"
Той же ночью явился епископу Илии Ангел Господень и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святаго Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное, восходит ее молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святый на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие ее просияет пред Ангелами Божиими».
Епископ же встал вскоре со страхом и трепетом и пришел к ней.
Евфросиния же, увидев его, поклонилась ему и молвила: «Благослови, владыко святый».
Он же произнес: «Бог да благословит тебя, чадо, и даст тебе терпение и силу на всех врагов видимых и невидимых».
Она же, поклонившись, сказала: «Аминь. Да будет мне по слову твоему, владыко святый».
И сказал ей епископ: "Церковка Святаго Спас на Сельце, где братья наши лежат, прежде нас бывшие епископы; если Бог поможет молитвами их трудам твоим, будет то место великим».
И был там воздвигнут девичий монастырь.
Евфросиния принесла с собой на новое место жительства только книги и три хлеба, но она уповала на помощь Божию, которая и явилась вскоре.
С первых дней бытия Спасского монастыря здесь создается библиотека, в основу которой легли собственноручно переписанные Преподобной книги, в первую очередь - богослужебные.
Была учреждена небольшая
школа, где "на всяк день учаше терпению, воздержанию… душевней чистоте и бестрастию телесному, говению благообразну,
ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старейших – молчати, мудрейших – послушати,
ко старейшим – покорение, к точьным и меньшим – любовь без лицемерия; мало вещати я множайшее разумети". |
Став игуменьей новооснованного монастыря, Евфросинья Полоцкая решила вместо старой деревянной церкви возвести новую, каменную. По совершенству своей художественной композиции, по прочности рассчитанных конструкций Спасский храм Евфросиньевского монастыря - вершина архитектурной мысли Полоцкой земли и один из великолепных памятников архитектуры домонгольской Руси, Он сделан одним из талантливейших зодчих - полоцким архитектором Иоанном".
С изысканным художественным вкусом был оформлен интерьер церкви.
Стены ее украшали замечательные фрески, написанные неизвестными полоцкими художниками XII века.
Ученые считают, что одна из этих поразительных по красоте и изяществу дошедших до нас фресок весьма напоминает облик самой Евфросиньи Полоцкой.
Ее стараниями была устроена не только женская обитель и храм в честь Преображения Господня, сохранившиеся до наших дней, но и мужской монастырь, и церковь в честь Пресвятой Богородицы, не дошедшие до нас.
Для последнего храма в 1169 г. ей была выписана из Константинополя копия Эфесской чудотворной иконы Божией Матери, восходившей к письму св. ап. Луки.
В 1239 г. Полоцкая икона Богородицы (именуемая еще Корсунской, память 9 октября) была
вывезена дочерью одного из последних полоцких князей при заключении брака с блгв. князем Александром Невским. Тогда чудотворный образ был поставлен в соборном храме г. Торопца, важного западного форпоста Новгородского княжества.
В настоящее время эта икона находится в запасниках Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. |
Задумала Преподобная Евфросиния подарить Спасскому собору уникальную реликвию, ковчег для хранения христианских святынь и не пожалела ни средств, ни времени, ни сил.
Напрестольный крест, изготовил ювелир Лазарь Богша в 1161 году.
Являясь "мощевиком", крест содержал в специальных углублениях великие святыни -- кровь Христа, частицу Креста, на котором он был распят, фрагменты камня от Гроба Господня и Гроба Богоматери, частицы мощей мучеников за веру -- архидиакона Стефана, Дмитрия Солунского и целителя Пантелеимона, которые прп. Евфросиния выписала из Константинополя.
На кресте среди эмалевых ликов мастер изобразил трех святых, имеющих отношение к семейству заказчицы: Евфросинию, Георгия и Софию. Софией звали мать Предславы-Евфросинии, Георгий - крестильное имя ее отца, князя Святослава Всеславича.
Крест был сделан из кипарисового дерева и имел шестиконечную форму. По лицевой и обратной стороне его покрывали золотые, а по бокам - серебряные пластины. Золотые пластины были украшены тончайшими эмалевыми ликами святых, орнаментом, драгоценными камнями, а по периметру креста - изумительной нитью крупного жемчуга. По бокам креста шла пространная надпись, своего рода целая грамота, содержащая дату изделия (1161 год), имя заказчицы и страшное проклятие тому, кто осмелится посягнуть на эту святыню, вынести крест из Спасо-Евфросиньевского монастыря: "Да не изнесется из монастыря никогда же...
Аще кто ослушается и знесеть (крест) из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущем".
На задней стороне креста мелкими буквами было вырезано имя Лазаря Богши - мастера, сделавшего крест, а также сумма, затраченная на его изготовление- 140 гривен! Именно в такую сумму обошелся он Евфросинье Полоцкой. По тем временам это были огромные деньги - подобную сумму годового налога смоленский князь получал с отдельных областей.
Трагически сложилась судьба этой уникальной национальной реликвии.
До середины ХIII века напрестольный крест хранился в Спасском соборе Евфросиньевского монастыря. Около 1263 года, когда Полоцк был включен в состав Великого княжества Литовского, смоленские войска, захватившие Полоцк, перенесли святыню в Смоленск, чтобы эта реликвия не досталась врагу.
До начала ХVI века крест хранился в Смоленске. Только после взятия Смоленска в 1514 году великий князь московский Василий III перевез крест Евфросинии Полоцкой в Москву.
Во время Ливонской войны Иван Грозный, собираясь в поход на «безбожную Литву», вспомнил, что видел как-то в своей царской казне необычайно красивый «крест Полоцкий».
Вспомнил он и о заклинании Евфросинии: «Да не изнесеться из монастыря никогда...»
Царь, как сообщается в Никоновской летописи, велел тот крест обновить и дал клятву вернуть крест на прежнее место, как только отвоюет у Великого княжества Литовского Полоцк.
В 1563 году Полоцк был взят штурмом и крест вернулся в Спасский собор Евфросиньевского монастыря. Реликвию решили оставить в Полоцке, хотя война с Польшей продолжалась. Однако все-таки нашли благоразумным перенести ее в более надежное место. В напоминающем крепость Софийском соборе крест Евфросинии Полоцкой спрятали в нише, которую наглухо закладывали во время вражеского нашествия.
В 1579 году Полоцк был захвачен Речью Посполитой, а в Евфросиньевском монастыре вплоть до 1820 года обосновались иезуиты.
Что касается Софийского собора, то он несколькими годами позже перешел к униатам. Крест находился в Полоцкой Софии до упразднения церковной унии в первой половине XIX века.
В 1841 году архиепископ Полоцкий и Витебский Василь Лужинский решил везти крест Евфросинии в столицу России, чтобы собрать деньги на реставрацию православных церквей воссозданной епархии.
В Москве крест был установлен в Успенском соборе Кремля. Здесь с 5 часов утра до 10 вечера возносились молитвы. Считалось, что крест Евфросинии Полоцкой исцеляет от всех болезней. По ночам реликвию возили по домам знатных вельмож и богатых купцов на водокрещение. В первопрестольной архиепископу Василю Лужинскому удалось собрать более четырех тысяч рублей ассигнациями. Из Москвы крест перевезли в северную столицу, в Казанский собор.
Поскольку вести о святыне достигли Петербурга намного раньше, чем была доставлена она сама, то здесь собрали даже большую сумму, чем в Москве.
Только веской 1842 года крест Евфросинии вернулся в Полоцк. 23 мая 1842 года реликвия была торжественно возвращена в Спасский собор Евфросиньевского монастыря.
С 1928 года это уникальное произведение древнерусского прикладного искусства экспонировалось в городе Минске в Белорусском государственном музее.
Накануне Второй мировой войны его отправили в Могилев, где оно хранилось в здании бывшего Земельного банка.
В 1941 году крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез.
По благословению митр. Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси крест прп. Евфросинии был восстановлен мастером Николаем Кузьмичом.
В 1994 году белорусские паломники во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Филаретом привезли из Иерусалима частицу Древа Господня, камешки от гроба Христа и гроба Божьей Матери, а кипарисовое основание будущего креста было освящено Филаретом на гробе Господнем. Все это было передано М.Кузьмичу для выполнения заказа. 27 сентября 1997 года в день большого христианского праздника Воздвижения Креста Господня материальный образ народной святыни был доставлен на родину Евфросинии, в столицу нашей первой державы — древний Полоцк. А 6 декабря крестный ход перенес воссозданную реликвию на место, определенное ей некогда преподобной Евфросинией Полоцкой, — в Спасский храм. |
Шли годы. На склоне лет Евфросиния Полоцкая решила совершить паломничество в Константинополь и Иерусалим помолиться о родной земле и о своих соотечественниках в святых местах.
Оставив подробный устав и управление двумя монастырями своей родной сестре Гордиславе-Евдокии, Евфросиния в сопровождении своего двоюродного брата Давида и другой сестры Звениславы-Евпраксии направилась сначала в Константинополь, где была с великими почестями принята византийским императором и патриархом. Из Константинополя Евфросиния проследовала в Палестину. Паломничество это было пешим и потому многотрудным. В Иерусалиме Евфросиния Полоцкая вознесла молитвы у Гроба Господня и обошла все святые места в окрестностях Иерусалима. Было у нее сильное желание окончить жизнь свою в Святой Земле.
Во время пребывания в Иерусалиме весной 1173 года она занемогла и после непродолжительной болезни, по причащении Святых Тайн, скончалась.
Погребена она была в монастыре Преподобного Феодосия близ Иерусалима.
После ее смерти святость ее признали как русская православная, так и католическая церковь. Однако значительно раньше полочане, узнав о смерти Евфросинии и не дожидаясь официальной канонизации, признали ее святой и начали праздновать день ее памяти 23-мая (в этот день умерла Евфросиния Полоцкая).
Через четырнадцать лет нетленные мощи Святой Игуменьи земли белорусской были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, где покоились семь веков. В 1910 году, после неоднократных ходатайств полочан, мощи Преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк.
Но недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению народного комиссариата юстиции РСФСР, 13 мая 1922 года рака с мощами Евфросинии была реквизирована и вместе с другими реликвиями обители отправлена в Москву на выставку, а оттуда в Витебск, в местный краеведческий музей, где ее держали в качестве экспоната.
В октябре 1943 года верующим удалось вернуть мощи Святой Евфросинии в ее обитель.
Жизнь в монастыре возобновилась, но в 1960 году его закрыли вновь. Возрождаться Спасская обитель стала лишь в 1990 году.
Сейчас в уникальной Спасской Церкви ведутся реставрационные работы, поэтому рака с мощами одной из первых женщин, канонизированных на восточнославянских землях, находится в самом большом храме обители — во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. |
Около четырех лет понадобилось выпускнику Минского художественного училища имени Глебова брестскому мастеру-эмальеру Николаю Кузьмичу на воссоздание утраченной в 1922 году оригинальной гробницы Преподобной Евфросинии.
Каким же языком, братия, надлежит мне почтить светозарную память преблаженной невесты Христовой Евфросинии?
Была она помощницей обиженным, скорбящим - утешением, нагим - одеянием, больным - посещением, и просто сказать, - для всех была всем.
Евфросиния сердце свое напоила Божией Премудростью. Евфросиния - неувядающий цвет райского сада; Евфросиния - небопарный орел, воспаривший от запада до востока; словно солнечный луч, просветила она землю Полотскую.
Славится Солунь святым Димитрием, Вышгород - мучениками Борисом и Глебом.
Я же хвалу воспеваю: блажен и ты, град Полотск, взрастивший таковую отрасль - преподобную Евфросинию.
Блаженны люди, живущие в городе том, блаженны родители твои, блаженна утроба, из которой вышла преподобная госпожа Евфросиния, блаженно рождение ее, блаженно воспитание ее, блажен и возраст ее, Евфросинии достохвальной.
Блажен труд твой и подвиги во славу Божию, блажен и монастырь твой, блаженны и живущие в монастырях Святаго Спаса и Святой Богородицы, блаженны и люди, послужившие тебе.
Но, о преблаженная невеста Христа Богла нашего, молись Богу о стаде твоем, что совокупила во Христе, ибо Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Наверх карта сайта На главную страницу