Духовник Санкт-Петербургской епархии и ее духовных школ. Родился в 1920 году в городе Даугавпилсе. После прихода в Латвию советской власти работал в школе, затем псаломщиком в селе Выбор, в Псковском кафедральном соборе, в Рижском Свято-Троицком соборе. В 1944 году был угнан в Германию, после освобождения попал в сталинские лагеря. Окончательно был освобожден в 1955 году. В 1960 году принял рясофор и поступил в Ленинградскую духовную академию. После окончания ее трудился на приходах. В 1976 году возведен в сан архимандрита, затем получил послушание духовно окормлять санкт-петербургские духовные школы, позднее стал духовником епархии. |
– Пост – это время духовного воздержания, переосмысления нашего отношения к Богу, Церкви, людям. Всякие другие мирские вопросы должны отходить на второй план во время поста. После каждого поста верующий христианин должен несколько другими глазами посмотреть на себя, на свое место в жизни. Пост для верующего человека – это духовная ступенька к Господу.
Когда, например, начинается Великий пост и совершается чин Прощения всего народа Божьего, произносится молитва, в которой говорится, что пост есть “злых отчуждение и деланье добрых дел”, это значит, что мы должны начать по-другому относиться к ближнему своему в совместной жизни, должны этим постом освятиться.
О посте есть очень хорошее высказывание митрополита Антония Сурожского: “Примем дух, начнем жить во имя Христово и во имя друг друга, и пусть сила Божия, которая в немощи совершается, сделает невозможное возможным и сделает из нас, земных, детей Царствия Божия!” Мы должны урезать каждый себя: из того, чем ты пользуешься, удели нужную часть ближнему своему. Чтобы этим победить свой эгоизм, гордыню и делами милосердия приблизить себя к Господу.
– Сейчас для некоторых, которые вроде бы и посещают храм, поститься – непосильная тяжесть: как же не есть мясо! Но ведь и раньше люди одновременно работали и постились. Что же изменилось?
– На все своя мерка. Некоторые люди и в пост вынуждены заниматься тяжелой физической работой... Помню, бывал я в Псково-Печерском монастыре. У монахов один стол – это по уставу, затем стол у трудников. Им нужно обрабатывать землю, физически работать, поэтому им давались послабления во время постов. Мой отец, выросший в крестьянской семье, вспоминал: “У нас все посты соблюдались, за исключением Петрова поста. Там было благословение на молоко. Кто работает на земле, тот знает, что время Петрова поста совпадает с горячей порой по заготовке сена. В остальное же время держались без послаблений”.
Другое дело, что бывают такие моменты, когда человек по своему состоянию не может понести ограничение в пище. Например, какой пост может быть для кормящей матери? Или если человек лежит в больнице и ждет операции, ему необходимо набраться сил – тут тоже о посте не приходится говорить. Здесь принцип такой: безропотное несение болезни засчитывается за пост. Очень хорошо о посте сказал св.Иоанн Златоуст: “Если нельзя иметь физическое воздержание, есть молитвы, милосердие, христианская любовь – отдавай все внимание туда, и тогда восполнится твой недостаток физического поста”.
– Батюшка, вы упомянули о своем отце, всегда соблюдавшем пост. Какая роль семьи в том, что церковный пост для человека становится нормой?
– Отец наш родился и возрос как христианин еще в XIX веке. Школа воспитания у него была очень суровая. Служил в царской армии. И служить нашему отцу пришлось трижды. Сначала действительная служба, потом мобилизация на японскую войну, в войну 1914 года он снова был призван, но по возрасту уже не строевым, а служил при госпитале. Привычки армейские так у него и остались. Например, утреннюю молитву он совершал всегда неукоснительно, оставлял все дела, всегда свято помня об этом времени. Я с малых лет это очень хорошо запомнил. Когда он встречался со своими сверстниками, они начинали застолье молитвой и пели не революционные песни, а вспоминали и пели старые песни, где говорилось про то, как воевали, как жил на Руси народ. Очень много разговаривали про батюшку-Императора. Для них это было близкое, родное.
Все мое детство было освящено Церковью. Нас в семье четыре брата, из них трое стали священниками. Соблюдались в нашей семье и посты, и все положенные молитвенные правила мы знали и читали. В церковь меня сначала приносили причащать, а потом с шести лет я прислуживал в алтаре. Все было воцерковлено. В пост были занятия в школе. Помню, в то время начинался учебный день обязательно с молитвой. Закон Божий преподавался в каждом классе. К сожалению, за давностью лет у меня не сохранились документы об окончании основной школы, но я очень хорошо помню, что на первом месте среди предметов стоял Закон Божий. Когда в Прибалтику пришла советская власть, я уже был студентом богословского факультета Латвийского университета. Так что я ни дня не учился в советской школе.
– Но у следующего поколения уже не было выбора.
– Семья восстанавливается от воспитания. Как воспитывают родители, что они закладывают в своих детей, такие они у них и будут. Если ребенка воспитывает не семья, не родители, что может получиться из этого ребенка? Наверное, то, что было в советское время, когда ребенка воспитывало государство через ясли, детсад, школу, было не совсем правильно. Родителей ребенок видел только по вечерам, усталых, когда им, как правило, не до детей.
Нужно сохранять семью и создавать ее по тем принципам и традициям, по которым жили наши предки. Сейчас большая проблема стоит в школе – это то, что половина детей не имеют отца. Как правило, ребенка в такой ситуации воспитывает мать. И получается однобокое, неполноценное воспитание. Когда разваливается семья, кто в первую очередь страдает? Сначала дети, потом жена – мать ребенка, потом только отец. Когда человек сидит на двух стульях, сами знаете, что получается. А тут другая крайность: у стула всего две ножки, вот он и качается от всяких житейских неурядиц. У матери не всегда хватает сил одной тянуть этот семейный воз. Что-то неизбежно должно пострадать. И страдают дети. Пока не будет полноценной семьи, правильного понимания роли отца и матери в воспитании детей, до тех пор такая семья будет только повторением прошлых ошибок.
Церковь всегда старалась помочь семье преодолеть этот первый трудный период становления. И если супруги берут благословение, которое дает церковь молодой семье, то это благословение многое покрывает, и благодать Господа сопровождает эту семью.
– К вам приходит много людей. Скажите, людям, пришедшим к вере из советского времени, тяжелее поститься, у них больше искушений или трудности у них такие же, как и у людей вашего поколения, с детства воспитанных в вере?
– Это вопрос субъективный. Люди есть всякие. Я встречаю людей, которые в воздержании воспитаны уже с юных лет. Они сознательно налагают на себя больше, чем принимают на себя другие люди. Но некоторым пост дается очень трудно. Почему трудно? Потому, что такой человек не видит корня поста. Бытует мнение, что пост очищает организм человека. Один говорит: “Я буду поститься”, а другой говорит: “Я буду голодать”. Это разные вещи. Некоторым трудно поститься, но легко голодать. Он может выдержать до 40 дней. Но пост-то имеет совсем другое значение. На первом месте во время поста должно стоять духовное очищение, а уж потом – физическое.
– Можно голодать, а при этом “есть своих ближних”?
– Конечно. Разные цели воздержания. Когда это не жертва Господу, а самолечение, то тогда, конечно, человек срывается, грубит. Страдают же от этого близкие ему люди. Тут уж о посте не приходится говорить. Такое голодание можно провести и в другое время.
– А как понять, что может подсказать, пошел ли на пользу пост, с тем ли чувством ты его прошел? – Христианин живет в церковной традиции. Заканчивается пост, а Устав церковный говорит: “У нас было воздержание, а сейчас у нас ликование”. Но нужно помнить, что ликование носит уже другой характер. И тут нужна мерка. Вспомним слова апостола: “Не отягощайте свои телеса невоздержанием и пьянством”. С завершением поста не наступает время вседозволенности: мол, я постился, а сейчас отдохну на полную катушку. Духовная радость не должна умаляться этими плотскими удовольствиями от вкусной пищи, вина. Вкушая все это, мы должны помнить, что все это – по милости Господа. Если это чувство благодарности есть в душе, значит, проведенное время поста дало свой плод.
Вернулась на эту страничку спустя почти год. Господь милостив, Он дал нам время погреться возле отца Кирилла, продлив его земные дни.
Сегодня слово его духовному чаду - отцу Андрею (проповедь от 4 февраля 2007 года).
Во имя Отца и Сына и Святага Духа.
Дорогие братья и сестры!
Наступают дни, когда мы с вами приближаемся к спасительному для нас Великому посту.
Это не столько испытание, сколько благословение Божие, данное нам для исправления своего сердца.
Не надо гневить Бога, будто мы испытываем физический недостаток во время поста, отказывая себе в употреблении мясной пищи. Не это главное, с чем мы должны бороться. Поедаем мы самую главную пищу - самих себя. Это главный наш грех, наша печаль. Упражняясь в этом занятии, мы, образно, искусали свое сердце, свое тело, да и еще тела наших ближних. Хорошо ли живется им с нами? Может быть, они изнемогли от тех тягот, которые мы наложили на них? Внимательно посмотрим вокруг себя – не надоел ли ты, не противно ли твое существование?
Подумай. Подумай. Человек. Не стоит ли переменить свою жизнь, пока не поздно? Сделайся лучше: прощай, искренне плачь, молись и люби своих ближних неподдельной любовью. А если у тебя окаменело сердце, милый мой,- пойди в больницу и понаблюдай за страданиями других: сердце твое обязательно смягчится, а после приходи в храм и помолись.
Великий пост - время исправления всем без исключения: от священника до мирянина. И ко всем Господь найдет умный путь к сердцу.
Аминь.
Первый день Великого Поста 2008 года.
Два года со дня публикации первого материала на этой странице нашем сайте. Тогда была тревога, терерь - 10 марта 2008 года день печали. Почил о Господе духовник Санкт-Петербургской епархии с 1988 г архимандрит Кирилл (Начис) (р.9 января 1920г)
Причастился Святых Христовых Тайн, попросил у всех прощения, всех простил и ушел.
Наверх
На главную страницу
На карту сайта