Как надо говеть
и
исповедаться
пред духовником
(БРАТСКИЙ СОВЕТ ПРАВОСЛАВНОМУ ХРИСТИАНИНУ)

Многие приходят к священнику на исповедь, не приготовившись, как следовало бы, к исполнению этого христианского долга; а некоторые из исповедующихся не понимают даже самого таинства покаяния.
Такие говельщики, вместо того, чтобы подробно открывать свои грехи духовнику, обыкновенно безмолвно ожидают от него вопросов, на которые отвечают ему только: «грешен, батюшка». – Между тем, духовник, будучи обязан исповедать иногда несколько сот человек в один день, до того изнемогает, что почти не имеет сил сам расспрашивать исповедающихся у него о содеянных ими грехах, которые должны быть известны больше всего тому, кто повинен в них.
Для облегчения говельщиков, здесь предлагаются руководственныя указания относительно того: как надо говеть и исповедаться пред духовником? Прежде всего каждому необходимо знать следующее:

1) Божественное установление таинства покаяния.

Таинство покаяния, попросту называемое исповедью, установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который, явившись по воскресении Своем святым апостолам, дал им власть таинственною силою (или благодатию) Святого Духа разрешать грехи кающимся. Примите Духа Святаго, сказал Спаситель: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ев. Иоан., гл.20, ст.22 и 23).
Это право – таинственною благодатию прощать грехи кающимся во время исповеди было даровано прежде всего святым апостолам, которые передали эту власть рукоположенным ими епископам; а епископы, в свою очередь, уполномочивают законнорукоположенных ими пастырей церкви прощать грехи кающимся пред ними на исповеди. Мирянам же ни Господь, ни апостолы, ни их преемники не предоставили права совершать таинство покаяния.

2) Необходимость таинства покаяния для каждого христианина.

Так как во всем мире нет человека безгрешного, хотя бы только один день был жития его на земле (Иов. 14, 3-5): то таинство покаяния оказывается совершенно необходимым для каждого христианина, заботящегося о своем спасении и желающего находиться в мире с своею совестью и с Богом. Чистосердечная исповедь пред духовником освобождает кающегося от всех грехов и делает его таким же чистым и обновленным, каким он выходит из купели святого крещения.
Вот почему и церковные и гражданские законы обязывают каждого христианина исповедоваться и приобщаться Святых Таин хотя однажды в год, не откладывая этого святого долга до будущего времени, которое не в нашем, а в Господнем распоряжении. – Кто знает, - может быть завтра же и даже сегодня наступит наш смертный час (Луки 12, 20).
А если бы и удалось нам, по милости Божией, исповедаться пред внезапною смертью, то это покаяние наше будет не вполне сознательное, спокойное и добровольное: не мы тогда оставляем грехи свои, а они оставляют нас, потому что мы тогда лишаемся самой возможности больше грешить.

3) Что требуется от нас для получения прощения грехов?

Для получения таинственного прощения грехов требуется, чтоб христианин, во первых, искренно сознавал свою греховность пред Богом; во вторых, имел твердую веру в Милосердие Христа Спасителя, невидимо присутствующего пред кающимся, и крепко памятовал, что нет такого греха, который бы превышал бесконечное милосердие Божие и не мог быть прощенным, в третьих, надлежащим образом приготовился к исповеди, потом чистосердечно раскаялся в своих грехах пред духовником с твердым намерением, по мере сил и возможности, воздерживаться от того, в чем покаялся, и стараться жить по закону Божию.

4) Как надо готовиться к исповеди?

Для пробуждения в душе грешника чувства раскаяния и для приготовления его к достойному причащению Святых Таин, а равно и к обновленной жизни христианской, Святая Церковь установила особые дни говения пред исповедью. Самым удобным для этого времени считается Святая Четыредесятница или великий пост (пред Пасхой), когда и заунывные звуки церковного колокола, и чтение умилительных церковных молитв («Господи, Владыко живота моего»), и трогательные церковные песнопения («Душе моя, душе моя, востани что спиши») – как бы невольно располагают человека к покаянию. – Говенье или приготовление себя к исповеди и причащению должно состоять в неопустительном, в продолжение хотя нескольких дней, посещении храма Божия и в усердной молитве в нем, в искреннем сокрушении о своих грехах, в чтении назидательных книг, в уклонении от суетных удовольствий и развлечений, в удалении от себя всяких нечистых помыслов, в примирении в душе своей со всеми людьми, не исключая и врагов своих, в оказании дел милосердия (как-то – в посещении больных, помощи бедным, утешении скорбящих и тому подобном), в соблюдении строгого поста, – который состоит не только в воздержании от неразрешаемых церковными правилами скоромных яств, но и в умеренном употреблении дозволенной пищи и пития, – чтобы плоть не господствовала над духом.

5) Необходимость устной исповеди пред духовником.

Говенье завершается исповедью пред духовным отцом во всех грехах, содеянных кающимся с того времени, как он последний раз причащался.
Устная исповедь необходима потому, во-первых, что без нее духовник не может ни знать душевного состояния кающегося, ни судить о том, как велики грехи, которые он должен будет именем Божиим разрешить и простить. Без устной исповеди могло случится, что к причащению Тела и Крови Христовых стали бы приступать, по неразумию своему и на погибель душе своей (1 Коринф., 11, 27-31), и такие люди, которые оказываются, по грехам своим, недостойными этой великой благодати. Господь Спаситель заповедал не давать святыни псам (Мф. 7, 6), т.е. нераскаянным грешникам.
Во-вторых, так как все грехи наши происходят от нашего самолюбия, горделивости и своеволия, то устная и чистосердечная исповедь пред духовником может служить выражением готовности говеющего – забыть свое самолюбие, оставить порочную жизнь и заботиться о своем исправлении.
Наконец, в третьих, только при устной исповеди духовник может дать кающемуся добрый пастырский совет, сообразно с душевным состоянием кающегося, а в случае надобности, и наложить епитимию*) для скорейшего исправления грешника.
*) Слово епитимия (в переводе с греческого языка) значит исправительное наказание и налагается не за тем, чтобы умилостивить или удовлетворить Бога за грехи человека, - ибо Христос однажды навсегда совершил такое удовлетворение Своею искупительною смертью на кресте, - но единственно с тою целью, чтобы дать кающемуся грешнику возможность показать действительные плоды своего раскаяния пред духовником (Мф. 3гл. 8 ст.) и обнаружить свою готовность начать лучшую жизнь.
САНКТПЕТЕРБУРГ
Синодальная Типография
1902
Пред исповедью, как уже сказано было, необходимо примириться со всеми, с кем был до этого в ссоре или против кого враждовал. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», сказал Спаситель (Мф. 6, 14-15; Срав. Мф. 5, 23-24).

Придя к духовнику, надо чистосердечно исповедать ему все свои грехи без всякой утайки. Стыдиться духовника нечего: он сам не чужд человеческих немощей и отнесется к тебе с отеческой любовью.
Не опасайся и огласки твоих грехов: священнику запрещено открывать грехи своих духовных детей; в противном случае он, по закону, должен будет лишиться священного сана.
Во время исповеди не следует подыскивать разные притворные извинения в своих в своих грехах (каковы, например, мнимая болезненность, крайняя нужда, служебные или семейные обязанности и тому подобное), а тем более не следует выставлять других (знакомых, товарищей и друзей) твоими соблазнителями и виновниками твоего греха (Быт. 3 гл., ст.12-13).
Иначе исповедь твоя, вместо чистосердечного признания в собственной греховности, обратится в фарисейское самооправдание и непохвальное осуждение чужих грехов (Луки 18 гл., 11 и 14 ст.).
Для того, чтоб исповедь твоя была обдуманная, непринужденная и касалась всей твоей жизни со времени последнего говенья, ты прежде, чем пойти к духовнику, постарайся припомнить все свои грехи (2 Коринф., 13, 5; Галат., 6, 4), которые тяготят твою душу и сам расскажи их своему духовнику, не дожидаясь вопросов от него. А чтобы тебе легче было обдумать свои грехи, держись порядка десяти Заповедей Закона Божия и спроси самого себя, преступил ли ты

I. Против первой заповеди (которая читается так: Азъ есмь Господь Богъ твой: да не будут тебе бози инiи, разве (т.е. кроме) Мене). Подумай, так ли ты веруешь в Бога, как учит тому в символе веры православная Церковь? Стараешься ли приобрести истинные познания о боге чрез слушание и чтение слова Божия и назидательных книг? Полагаешься ли во всем на всемогущий Промысел Божий и не надеешься ли иногда на людей более, чем на Бога? Не прибегал ли, по легкомыслию своему или малодушию, к разным гаданиям, не веришь ли в приметы, нехорошие встречи и несчастные дни, прогневляя тем самым Промысел Божий? Не ропщешь ли на Бога во время болезни и в других несчастных случаях в жизни? Не думаешь ли спастись, полагаясь на одну только свою веру в спасающую благодать, не заботясь о своей доброй жизни и забывая о правосудии Божием? Не ленишься ли молиться Богу ежедневно утром и вечером, пред принятием пищи и после оной, а равно пред началом и по окончании каждого доброго дела? Не увлекался ли каким лживым (еретическим) учением или религиозным вольнодумством?

II. Против второй заповеди (которая читается так: Не сотвори себе кумира (т.е. идола) и всякого подобия, елика на небеси горе (т.е. наверху), елика на земли низу, елика в водах под землею: да не поклонишься имъ, ни послужиши имъ). Не повинуешься ли, как бы идолам своим, разным человеческим страстям, каковы: гордость, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие и тому подобное? Все нечистые страсти апостол Павел называет идолослужением (Колос., 3,5), а сребролюбие он называет корнем всякого зла (1Тим., 6, 10). Не услаждаешься ли и не хвалишься ли собственными достоинствами, заслугами и богатством, забывая, что все это даровано тебе от Бога, Которого ты должен благодарить за посылаемые тебе Имъ милости? Не домогаешься ли разных почестей лукавством, лестью пред сильными людьми и другими поступками, противными твоей совести? Не стыдишься ли иногда, изображать на себе крестное знамение, находясь среди других, проходя мимо храмов Божиих и святых икон? Не прибегаешь ли к лицемерной набожности и ханжеству, стараясь молиться при других только на показ?

III. Против третьей заповеди. (Она читается так: Не приемли имени Господа Бога всуе, т.е., понапрасну.) Не клялся ли именем Божиим, а равно своею душою, жизнью, здоровьем и тому подобным для подтверждения лжи или обмана (например, в суде пред начальством, или в торговле), чтобы только получить выгоду для себя? Не произносил ли имени Божия в шутку или для подтверждения своих слов в делах маловажных? Не нарушал ли присяги, данной тобой на суде или при поступлении на службу? Не принуждал ли других к напрасной божбе? Не призывал ли имени Божия одними только устами, а не сердцем? (Матф., 15 гл. 8 и 9 ст.), рассеянно стоя за молитвою в церкви и дома? Не смеялся ли (не кощунствовал ли) над священными предметами и не употреблял ли слов Священного Писания в шутку при обыкновенных разговорах?

IV. Против четвертой заповеди. (Она читается так: Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотворивши в них вся дела твоя, в день же седьмой суббота Господу Богу твоему). По-христиански ли проводил время в праздничные дни или накануне их? Именно: ходил ли в эти дни в церковь и благоговейно ли молился там? Не разговаривал ли, стоя в церкви во время богослужения, или не задумывался ли в это время над делами житейскими? Вместо того, чтобы оказывать благотворительность в эти дни, например – посещать больных и доставлять им утешение или помогать бедным, не придавался ли разгулу и объедению?
Или: вместо того, чтобы заняться в праздничное время назидательным и полезным чтением, не увлекался ли пустословием, непозволительными забавами, азартными играми и непристойными книгами? Не работал ли в праздники как в будние дни, не принуждал ли к такой же работе своих подчиненных или служащих у тебя и через то препятствовал им быть в церкви и даже исполнить христианский долг говенья?

V. Против пятой заповеди. (Она читается: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли). Оказываешь ли почтение и послушание своим родителям? Не обращался ли с ними грубо, не обманывал ли их за глаза, не осуждал ли их и, вообще, не оскорбил ли их чем-либо? Ежедневно ли утром и вечером молишься за них Богу; заботился ли (и при том с охотою ли) о доставлении им покоя и необходимых средств к жизни? – Молишься ли за Царя – Отца нашего отечества и весь Царствующий Дом Его?
Почитаешь ли власти духовные и светские? (И те и другие поставлены от Бога). – Не отрицаешь ли их действий? – Не бываешь ли неблагодарным к своим воспитателям и благодетелям? – Имеешь ли должную любовь к своим родственникам? – Не имеешь ли ненависти к собственным детям и не делаешь ли несправедливо между ними различая и предпочтения? – Молишься ли за них богу? (Надо помнить, что молиться Богу за малолетних детей некому, кроме родителей). – Внушаешь ли им любовь к Богу, Церкви Божией, с ея установлениями и обрядами, а так же любовь к ближним и добру? – Учишь ли их молитвам, уважению к закону и порядку, правилам чести и благоприличия? – Не относишься ли беспечно, вообще к их обучению и воспитанию? – Не поступаешь ли с ними жестоко; не бранишь ли их неприличными словами и не призываешь ли им наказания Божия?
Не делаешь ли им поблажки и не подаешь ли им повода к худому или соблазна своим поведением или разговорами? (Начальники и воспитатели!) Не грешите ли нерадивым исполнением своих обязанностей, несправедливым и пристрастным отношением к кому либо из своих подчиненных? Своим нерадением об их благовоспитании и спасении не попускаете ли им бедствовать, или развращаться и погибать? – Не поступаете ли слишком жестоко с своими слугами, учите ли их добру, и не подаете ли им повода к худому?

VI. Против шестой заповеди (читается: Не убий). Не вредил ли чем либо жизни других людей – злонамеренно или невольно? (Богач) не допустил ли кого либо умереть от холода или голода? (Сильный человек) притеснением и лишением средств к пропитанию, особенно же вдов и сирот и вообще людей беззащитных, не доводилось ли до чрезмерной скорби и преждевременной смерти?
(Владелец) не изнурял ли сил и здоровья своих подчиненных слишком тяжелыми работами и штрафами и тем не доводил ли их до гроба? (Начальник), наказывая кого либо, не действовал ли в тоже время по злости, пристрастию и жестокости?
(Врач) не попустил ли кому либо умереть по своей небрежности или по нежеланию, из-за своей лености или своекорыстия, помочь больному? Не оскорбил ли кого-нибудь гневом, строптивостью в обращении, злословием, ненавистью, причинением вреда побоями или чем другим, что повергает человека в глубокую скорбь, расстраивает его здоровье и сокращает жизнь? Еще важнее грех – убийство души, когда кто научает и поощряет других на дела греховные, или явно соблазнительным примером и словами вводит других в грех. Ты не согрешил ли в этом?
Шестая заповедь, запрещая, вообще, человекоубийство, вместе запрещает и самоубийство. Ты не имел ли греховные намерения покуситься на свою жизнь, или, по своей небрежности, не подвергал ли какой либо опасности своего здоровья и даже жизни (например: не упивался ли вином, не проводил ли бессонных ночей за картами, не берегся от простуды, своевременно не обращался к врачебной помощи и т. п.)?

VII. Против седьмой заповеди. (Она читается так: Не прелюбы сотвори). В безбрачном состоянии хранишь ли себя в девстве и целомудрии? Не склонял ли других к греху, не соблазнял ли и не развратил ли кого-либо? Не расстраивал ли чужого семейного счастья?
(Находящимся в супружестве) не изменил ли супружеской верности и любви? Не разрушал ли своей жизни и здоровья каким либо неестественным тайным пороком? Не читал ли книг, не вел ли разговоров или не пел ли песен, воспаляющих воображение и вызывающих греховные помыслы? Не услаждался ли нечистыми мыслями? Не услаждался ли соблазнительными картинами или не посещал ли соблазнительных зрелищ и собраний? Не бранился ли (особенно при детях) скверными словами?

VIII. Против восьмой заповеди. (Она читается так: Не укради). Не присвоил ли чужой собственности каким-нибудь образом: воровством, насилием, или обманом, ложным письменным документом, обмериванием, обвешиванием, обсчитыванием, ложною монетою, продажею худого товара вместо хорошего? Не утаивал ли найденной вещи, не объявляя о ней никому? Не скрыл ли вора и покражи?
Взяв взаймы, не притворялся ли несостоятельным, чтобы не платить долга? Не откладывал ли платежа умышленно? Не нанес ли вреда имуществу ближнего чем-нибудь, например, поджигательством, потравою чужого хлеба своим скотом, попущением каким-нибудь вещам теряться, испортиться, или намеренно не воспрепятствовал ли выгодам других? Состоя на службе, частной или государственной, не грешил ли тунеядством, т.е. не ленился ли, притворяясь больным, чтобы даром получать жалованье или плату; не притворялся ли бедняком и даже нищим, чтобы лишь жить на счет чужой благотворительности и подаяния от добрых и доверчивых людей?
Не согрешил ли лихоимством, т.е. не брал ли большого роста с занимавших деньги по бедности, по нужде и для пропитания? (Купец:) не продавал ли каких вещей слишком дорого, когда видел, что покупатели находятся в крайности, например бедняки во время голода и холода? Не брал ли чрезмерно дорогой платы за работу или услугу в случае крайней нужды ближнего и т.п.? Не удерживал ли заработной другими платы? (Судья или начальник): не согрешил ли мздоимством, т.е. не брал ли подарков, и только из-за подарков производил суд и решал дела, часто нетерпящие отсрочки? За взятки, не извращал ли дела, выставляя правое неправым и наоборот? За деньги, по родству, по просьбе сильных и знатных, не возвышал ли недостойных, обходя более достойных, или сам не покупал таким способом отличий, выгод и должности? Это – тоже своего рода похищение чужих прав.
Не согрешил ли святотатством, т.е. кражею и присвоением церковного имущества? Не согрешил ли несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, особенно же – вдовам и сиротам, неподаянием милостыни или возможной помощи нуждающимся в ней? Не грешен ли в скупости во вред здоровью своему или своих домашних, или вопреки приличию? Не расточал ли своего имущества излишнею роскошью, пьянством, азартною игрою и, вообще, беспорядочною жизнью? Расточительность не лучше кражи.

IX. Против девятой заповеди. (Она читается так: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна). Не лжесвидетельствовал ли на кого в суде, или не клеветал ли пред начальством, знакомыми и родителями? Не разгласил ли чужих пороков и не обесславил ли кого в обществе?
Не имеешь ли расположения подслушивать, подсматривать, наушничать? Не любишь ли слушать наговоры, чтобы по ним судить о людях? Не переносишь ли сплетен из дома в дом? Не любишь ли ссорить людей, наговаривая одному на другого? Не любишь ли пересмеять других и толковать в худую сторону слова их и поступки? Не отзываешься ли резко о чьих-либо недостатках? Не лицемеришь ли или не любишь ли другим льстить, в глаза хвалить их, а за глаза осуждать? Не льстишь ли и не пресмыкаешься ли пред высшими себя?
Не выдумываешь ли разных небылиц и не разглашаешь ли их? Не скрывал ли правды пред судом, начальством, родителями, особенно – когда это требовалось под присягою и целованием Евангелия и Креста Господня? Не открывал ли истины во вред другому только по злости? Не притворствуешь ли в своем поведении, делая добро только по наружности, а не по совести пред Богом, желая лишь заслужить известность (популярность) между людьми.

X. Против десятой заповеди. (Она читается так: Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего). Не завидуешь ли кому, в чем бы то ни было? Не радовался ли несчастью другого? Не желал ли кому зла, болезни и смерти? Не досадовал ли, видя другого в счастии.

Стараешься ли избегать тех грехов, в которых прежде каялся и в которых обещался исправиться? Имеешь ли сердечное желание и твердое намерение впредь не делать тех грехов, в которых теперь покаялся? Припомни, нет ли еще каких грехов против любви к Богу, к ближнему и к самому себе, особенно тяготящих твою совесть?

Обдумавши таким образом все грехи твои, пойди в храм Божий, вознеси молитвенный вздох свой пред образом Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, сделай пред ним земной поклон, с произнесением от всего сердца слов: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Луки, 18, 13), и когда подойдешь к духовнику, опять положи земной поклон пред лежащим на аналое св. крестом, и затем старайся сам рассказывать ему свои грехи без всякой утайки…

После исповеди и причащения Тела и Крови Христовых, старайся воздерживаться от тех грехов, в которых ты только что покаялся. Бойся оскорбить своею греховною жизнью Господа, с Которым ты таинственно соединился в святом причащении (Иоан., 6, 56): иначе навлечешь на себя гнев и суд Божий (1Коринф., 11, 29).
Если тебе, по твоим немощам, трудно будет сразу отстать от всех своих греховных привычек, то начни искоренять их постепенно. Сначала избери одну какую-либо живущую в тебе греховную наклонность и неустанно борись с ней дотоле, пока она совсем не покинет тебя. Если ты ежегодно, после каждой исповеди, будешь освобождаться хотя от одной греховной привычки, то твоя воля будет, при помощи Божией, постоянно укрепляться в добре и ты будешь ощущать в себе все больше и больше нравственной силы для борьбы с греховными соблазнами и дурными наклонностями. Но при этом твердо помни, что, по словам Евангелия, когда злые страсти оставляют покаявшегося грешника, то нечистый дух, завидуя душевной чистоте обновленного человека, старается нападать на него с особенною силою, подобно дикому зверю, бросающемуся на заманчивую для него добычу (1 Петр., 5, 8): тогда он идет и поймет с собою семь иных духов, лютейших себе, и вшедше живут ту; и будут последняя человеку тому горша первых (Мф., 12, 43-45).
Христос незаметно оставляет душу падшего человека; таинственный союз разрушается, плоды покаяния утрачиваются. Душевная пустота и греховная тяжесть заменяют собою чувство высокой отрады, которое, подобно мимолетному дорогому гостю, посетило душу покаявшегося грешника.

Дорожи же, христианин, тем счастьем, которое ты испытываешь после чистосердечной исповеди и причащения Святых Таин и всячески оберегай это духовное сокровище, крепко веруя, что в тебе живет Христос (Галат., 2, 19), Который всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1 Тим., 2, 4).
Помни и веруй, что Господь, по милосердию Своему, не попустит тебе такого искушения, которое превышало бы твои немощные силы (1 Коринф., 10, 13), но что, напротив, Господь силен обогатить нас всякою благодатию, дабы мы были богаты на всякое доброе дело (2 Коринф., 9, 8).

Наверх
На карту сайта
На главную страницу
Hosted by uCoz