Житие преподобного Антония Дымского
ПАМЯТЬ ПРАЗДНУЕТСЯ 24 ИЮНЯ В ДЕНЬ ПРЕСТАВЛЕНИЯ, 17 ЯНВАРЯ В ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА С ПРП. АНТОНИЕМ ВЕЛИКИМ (+356), В 3-Ю НЕДЕЛЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ВМЕСТЕ С СОБОРОМ НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ И С СОБОРОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ СВЯТЫХ.Преподобный Антоний Дымский родился в конце ХII века в благочестивой семье в Новгороде. Рано почувствовал он влечение к уединенной иноческой жизни и умолил прп. Варлаама Хутынского принять его в число своих учеников. Добрые задатки юного инока, его смирение и воздержание приобрели ему уважение и любовь всего братства, и он, с общего совета, был послан по монастырскому делу в константинополь к Вселенскому Патриарху, посетил Святую Землю, и через 5 лет вернулся. Когда он входил в монастырские ворота, прп. Варлаам, который желал, чтобы он был его приемником, лежал на смертном одре. Духом провидя его возвращение, он сказал: "Вот отец Антоний возвращается из Святой Земли!"
Через несколько лет прп. Антоний отказался от настоятельства и удалился в пкстынное место на берегу Дымского озера в 15 верстах от Тихвина, на высоком холме, в глухих лесах, где подвизался в небольшой келье. Когда пустынь эта заселилась боголюбивыми монахами, возник монастырь и построен был храм во имя прп. Антония Великого.
Священник Геннадий Беловолов в статье "Первый святой Петербургской епархии" пишет:
В то время, когда прп. Антоний пришел на Дымское озеро, о Петербурге никто даже не помышлял. Эти бескрайние земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Но именно этот святой стал первым исторически известным святым Санкт-Петербургской епархии. Если составить список Собора Санкт-Петербургских святых в хронологическом порядке - первым его откроет имя Дымского подвижника, подвизавшегося в нашем краю в кон.XII-нач.XIII вв.. И если Петербург отмечает свое 300-летие, то Дымский монастырь уже отметил свое 800-летие.
Антоний, ученик Варлаама Хутынского, пришел на Дыми из Новгорода. Конечно, он не знал, что станет первым молитвенником неведомого ему града св.Петра. Но есть в его подвиге одно удивительное и знаменательное совпадение как бы предсказавшее будущее явление града св.Петра.
Предание рассказывает, что прп. Антоний обрел на озере большой камень-валун, лежавший на дне. Верх камня был вровень с водой.
Когда вода поднималась - камень исчезал под водой , когда опускалась - камень вновь показывался. Антоний приплывал к камню на
лодке и подолгу молился на нем среди глади вод. Подвижник исполнил уникальный подвиг столпничества на водах, предварив
стояния на камне Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Этот камень стал основанием Дымского монастыря.
Но более того: можно сказать, что этот камень стал и краеугольным камнем всей будущей Петербургской епархии и в некотором смысле и самого града св.Петра. И здесь поражает одно совпадение. Мы часто называем наш город - град св.Петра, не задумываясь, что буквально это означает - город святого камня, ибо имя Петр переводится с греческого - «скала, камень». Камень св.Антония стал как бы прообразом будущего града и краеугольным камнем будущей Санкт-Петербургской епархии. И этот первый молитвенный камень петербургской земли на Дымях напоминает о ее последнем камне в Вырице, где был вымолен наш город в годы блокады. Эти два святых камня являются как бы духовным основанием петроградской земли. Историю Петербургской епархии наиболее кратко и может наиболее емко можно было бы выразить формулой: от камня прп.Антония Дымского до камня прп.Серафима Вырицкого. |
Наверх
На главную страницу
На карту сайта