ТРОПАРЬ глас 4: От юности Христа возлюбил еси, преподобне, / и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне. |
Кондак, глас 2 Мира красоту и яже в нем тленная оставив,/ в Саровскую обитель вселился еси: / и тамо ангельски пожив, / многим путь был еси ко спасению: / сего ради и Христос, тебе, отче Серафиме прослави, / и даром исцелений и чудес обогати, / темже вопием ти: // радуйся, Серафиме, преподобне отче наш. |
Ребенком он подает с высокой колокольни, но чудесным образом остается жив.
В десятилетнем возрасте мальчика постигает тяжкая болезнь. В последней надежде мать прикладывает его
к Курской иконе Божией Матери "Знамение", и он получает исцеление.
Душа его с юных лет прилепилась к церкви, и на семнадцатом году жизни он окончательно решил стать
монахом. Прощаясь с матерью, он помолился Богу, поклонился ей в ноги и испросил ее родительского
благословения. Мать дала ему приложиться к иконам Спасителя и Богородицы, потом благословила его
медным крестом. Взяв с собой этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей. Юноша совершает паломничество в Киев, на поклонение печерским святым. В Китаевской обители происходит встреча с прозорливым подвижником Досифеем. Старец прозрел в нем благодать Божию и решительно благословил идти в Саровскую пустынь. При этом дал такой завет: "Гряди, чадо Божие, и пребуди тамо. Место сие тебе будет во спасение, с помощью Господа. Тут скончаешь ты и земное странствие твое. Только старайся стяжать непрестанную память о Боге чрез непрестанное призывание имени Божия так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! В этом да будет все твое внимание и обучение: ходя и сидя, делая и в церкви стоя, везде на всяком месте, входя и исходя , сие непрестанное вопияние да будет и в устах, и в сердце твоем; с ним найдешь покой, приобретешь чистоту духовную и телесную, и вселится в тебя Дух Святый, источник всяких благ, и управит жизнь твою во святыне, во всяком благочестии и чистоте". |
"Сердце мое, как воск, таяло от неизреченной радости, - говорил отец Серафим, - и не помнил я ничего от такой радости, помнил только, как входил во святую церковь да выходил из нее". Через некоторое время его, как достойного, рукоположили во иеромонаха, и довольно долго он непрерывно служил, ежедневно причащаясь Святых Тайн с горячей любовью, верой и благоговением. Однако призванием отца Серафима была безмолвная жизнь, и через год он с благословения настоятеля удалился в пустынную келью посреди дремучего соснового леса. Там он провел много лет в великих монашеских подвигах поста, бдения, молчания, непрестанной молитвы, терпя искушения от злых людей и особенно от диавола. Наконец преподобному Серафиму явилась Пречистая Богородица и повелела ему принимать всех людей без исключения, ради спасения их душ. Тогда открылся явный для всей России источник благодатных исцелений, утешений и наставлений, потому что Бог даровал преподобному Серафиму дар исцеления, дар прозрения, дар немощных душ врачевания. |
Много раз преподобного Серафима посещала сама Матерь Божия, много дивных чудес совершил он во славу Господа нашего Иисуса Христа, многих сподобился откровений и пророчеств о судьбах нашей страны и о судьбах Церкви. Скончался батюшка, стоя на коленях в молитве со сложенными на груди руками. И ныне он молится о нас у престола Святой Троицы в Царствии Небесном. Аминь.
В Феодоровском Государевом соборе, прихожанкой которого я являюсь нижний, Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года во имя преподобного Серафима Саровского.
Расположенный в подвальном помещении (высота около 3,6 м), не имеющий окон и естественного света, с низкими сводами, расписанный фресковой орнаментальной живописью в стиле росписей церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. |
Перед реставраторами, пришедшим сюда в 1991 году, когда храм был вновь возвращен церкви, предстала весьма печальная картина. Надо было начинать с расчистки завалов, снятия копоти, восстановления первоначальной фактуры стен и сводов, нанесения новой штукатурки и, наконец воссоздания росписей и интерьера в целом.
Все это было бы невозможно без молитвенной помощи, творческой инициативы и активной деятельности нынешнего настоятеля Феодоровского собора епископа Маркелла (Ветрова), изыскавшего средства для проведения реставрационных работ. Проект и авторский надзор за процессом восстановления памятника осуществлял известный реставратор, академик архитектуры А.А. Кедринский, посвятивший этой работе последние годы своей жизни. Его постоянными советами и практическими рекомендациями пользовались молодые реставраторы.
На престоле храма находилась дарохранительница, изображавшая сень над ракою с мощами Серафима. С благословения митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в храм была передана частица мощей святой княгини Анны Кашинской. С левой стороны от входа находилось изображение Серафима Саровского работы иконописца В. П. Гурьянова, справа - икона Божией Матери "Умиление", список с иконы, которая находилась в келии Серафима. Но главной святыней храма был бесценный дар Великой Княгини прпмц. Елизаветы Федоровны - мантия прп. Серафима Саровского. |
Наверх
На главную страницу
На карту сайта