Тропарь Богоявлению, глас 1. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе. |
Кондак, глас 4. Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,/ свет неприступный. |
Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. “И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мк. 1,9— 11).
Слово “крещаю”, “крещу” означает по-гречески “погружаю в воду”. Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода — начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды — там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать — как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.
Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7—8).
И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и ТЫ ли приходишь ко мне?” Но Иисус сказал ему в ответ: “Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду” (Мф. 3, 14 — 15).
После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. “Я видел, я свидетельствую: Он—Избранник Божий”, — подтверждает Иоанн Креститель. (“Мессия” по-еврейски—то же, что по-гречески “Христос”, то есть “Помазанник Божий”.) Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый крещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам “Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святал Духа” (Мф. 28, 19). Крещение — это начало восстановления первоначального образа Божиего в падшем человеке. Великая тайна, совершаемая в крещении, достигает сознания не сразу. Крещение делает нас “единой отраслью” со Христом, как бы прививает нас к Нему. В воде крещения источнике новой жизни, человек умирает для греха и воскресает для Бога. Но чтобы подлинно осуществить свое крещение, то есть стать образом Христа, нужна вся жизнь. |
В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления — в реках или друтих местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.
Наверх
На главную страницу
На карту сайта