О Небесном Ангельском воинстве

Первоначально Бог-Отец, при содействии всесильного Слова и пресветлого Духа, одним мановением составил ангельские природы во всей красе их невещественного света, как отражателей Божественной красоты. Каждый из созданных девяти ангельских чинов, воспринимая Троичное блистание, отражает Божественное действие любви своеобразно.
Для серафимов Бог Троица пламенно горящая любовь, херувимов — всегда светящая премудрость, престолам — царственность, господствам — господственность, силам — непобедимая крепость, властям — властительство, началам — всеначало, архангелам — источник благовестия, ангелам — хранитель твари.
Боговидные ангельские чины для явного видения трисиянной славы ненасытно желают восходить горе. Но непосредственное зрение Божественного света нестерпимо даже для пламенных серафимов, которые священными крыльями покрывают лица и ноги свои у престола Божиего, не вынося блеска Божественной славы.

Святые Ангелы обитают в мире невидимом, духовном.
Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним.
Имя "Ангел" означает "посланник", "вестник" и является по выражению свв. Отцев, именем должности, а не природы. Поэтому не удивительно, что в Св. Писании им называются разные посланники Иеговы (Саваофа), возвещающие волю Его.
Так, в Ветхом Завете оно приписывается: самому Мессии, названному Ангелом завета (Мал.3,1),
Моисею (Числ.20,16) и другим пророкам (Агг. 1, 1-3; Ис.6,6-9), священникам (Мал.2,7), даже вещам бездушным, творящим слово Господне (Пс.77,49); а в Новом Завете - Предтече Спасителя (Мф.11, 10), ученикам Его (Лк.9,52), ученикам Предтечи (Лк.7,24 по тексту подлинника) и предстоятелям церквей (Откр.1,20; 2,1; 2,8; 2,12; 2,18; 3,1; 3,7; 3,14).
Всевидящее Око Божие Но в строгом смысле Ангелами называются в Св. Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые.
По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннее души человеческой, но ограниченные по сравнению с Создателем. Библия и Учителя Церкви изображают их разумно-свободными, святыми, бессмертными существами, созерцающими и славословящими Бога, творящими волю Его.
Ангелы - высшие в ряду созданий Божиих, находящиеся вблизи Творца "светы вторичные". Их Господь привел из небытия в бытие и создал их по образу Своему.
Бог наделил Ангелов совершенным умом, содействуя в их стремлениях к Истине и сообщая им просвещение и откровения от Себя. Он даровал Небесным Силам могущество, крепость и силу, способность чудотворить и пророчествовать, согласно воле Своей Всеблагой. При этом высшие, по сравнению с человеческими, свойства Ангелов имеют свой предел.

Так, например, они не знают вполне существа Божия, не ведают о последнем дне мира, не могут сами по себе предсказывать будущего случайного (это преимущество Самого Бога), как и творить сами собою чудеса ("Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса" - Пс.71,18).

Собор святых Небесных Сил Отвергнув вызов Денницы восстать против Бога, Ангелы получили Великую Благодать, при помощи Которой они настолько утвердились в добре и святости, что не могут грешить и на всегда останутся благими. Св. Василий Великий писал, что св. Силы, вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла во все их существо и соединилась с их природою.
Служение Ангелов Всевышнему - двоякого рода:
1. Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и, погружая взор свой в красоту Божию, непрестанно прославляют Его.
2. Они служат Богу как орудие Его промышления о вселенной, прияв каждый какую-либо ее часть или будучи приставлены к одному чему-либо в мире. Ангелам поручено попечение и управление как в мире духовном, так и в мире вещественном. Их служение людям выражается в покровительстве городам, царствам, областям, монастырям, церквам, лицам духовным и мирским. Ангелы ведут к Богу по пути христианского благочестия.

Бесконечно велико количество святых Ангелов, служащих Творцу и предстоящих Ему.
Ангел - златые власы (Гавриил) Это икона называется: "Ангел - златые власы (Гавриил)". Знакомый мне с детства лик был забыт, а вновь увиденный в Соборе Архистратига Михаила в Ораниенбауме, одновременно и обрадовал, и измучил. Так страдаешь, иногда пытаясь вспомнить имя старого знакомого. И вот имя найдено.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это безплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей и быть живым образцом Божиих совершенств. Они - верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. Все, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела - все это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела Хранителя.
Когда, увлеченные мирской суетой, мы перестаем слушать его и впадаем в грех, Ангел на время нашей нераскаянности отходит от нас, плачет о нас, со стороны наблюдая за нами, просит за нас Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. Но в то же время он не перестает стучать в нашу совесть с целью побудить покаяние в нас. Мы грешные люди, и своими телесными очами мы не видим Ангелов, хотя они присутствуют всегда в храмах за нашими богослужениями. Не видим мы и своего Ангела хранителя, хотя он постоянно находится около нас. Наш Ангел Хранитель - это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие ее сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.
Наш Ангел Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнем его от cебя во время нашей земной жизни, он поведет нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом. Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. Поэтому все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя.
А для этого необходимо знать нам о нем как можно больше.
Приведу отрывок из очерка об ангелах замечательного деятеля и подвижника Церкви в XX веке епископа Дмитровского Серафима (Звездинского)(1883.+1937):
"Ангел... Не правда ли, когда мы своими устами произносим это слово, или слышим его произносимым устами других, или, когда мы размышляем об ангеле, то всякий раз это имя вызывает в нас представление о чем-то необыкновенно светлом, чистом, совершенном, святом, прекрасно-нежном, о чем-то таком, к чему невольно рвется душа, что она любит, пред чем преклоняется? И все, что ни подмечаем мы на земле святого, светлого, чистого, прекрасного и совершенного - все это есть у нас склонность называть и обозначать именем ангела.
Смотрим мы, например, на миловидных детей, любуемся их доверчивыми глазами, их наивной улыбкой, и говорим: "как ангелы", "ангельские глаза", "ангельская улыбка". Слышим стройное, умилительное пение, звонкие, нежные голоса, прислушиваемся к их всевозможным переливам и мелодиям, то тихо-грустным и задумчивым, то восторженно-торжественным и величественным, и говорим: "словно, на небе, как ангелы поют". Побываем ли мы в семье, члены которой живут во взаимном согласии, взаимной любви, молитве, где все носит на себе печать какой-то тихости, кротости, какого-то необыкновенного мира, где невольно душа отдыхает - побываем в такой семье, и говорим: "живут, как ангелы".
художник Сажаевъ Поразит ли наш взор какая-либо необыкновенная красота, опять скажем: "ангельская красота".
И если нас попросят, если поручат нам нарисовать ангела, и если мы владеем красками, как мы изобразим его? Непременно в виде прекрасного юноши, в белоснежной одежде, с светлым, ясным лицом, чистым взором, с белыми крыльями - словом, постараемся изобразить нечто привлекательное, нежное, чуждое земли и всего чувственного. И чем ярче в нашем рисунке отпечатлеем мы эту отчужденность от земли, эту, как бы воздушность, легкость, духовность, эту бесплотность, небесность, тем и рисунок будет совершеннее, тем больше взоров привлечет он к себе, тем яснее он будет напоминать взирающим о небожителе.
Итак, вот, стало быть, что такое ангелы, как об этом говорит нам, прежде всего, наше внутреннее чувство, внутреннее духовное чутье, наш внутренний непосредственный опыт.
С именем ангела у нас связывается понятие о всем самом для нас дорогом, святом, привлекательном, чистом, совершенном, прекрасном, неземном. Ангел преднаписуется нашему внутреннему взору, как существо не от мира сего, духовное, свободное от всякой грубости и чувственности, словом, как существо небесное. И что внутреннее наше чувство говорит нам об ангелах, быть может не совсем ясно, смутно, то с особенною ясностью и очевидностью открывает нам Слово Божие.
Слово Божие - это весть с неба, и о небесном. И чем чаще и глубже вчитываемся мы в него, тем ближе становится к нам мир небесный - ангельский, тем осязательнее станем чувствовать мы его нашим сердцем, тем, как бы отчетливее станут доноситься до нашего внутреннего слуха его победные песни.
Как в чистой воде отражается солнце и звездное небо, так в Слове Божием - этом источнике воды живой - отражается небо духовное - мир ангельский; в Слове Божием мы видим ангелов, как бы предстоящими пред нами.
Ангелы - духи свободные от всякой плотяности, ее законы для них чужды. Не мучит их голод, не томит их жажда. Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, их не сушит забота о завтрашнем дне; наша борьба за хлеб, за существование, наши взаимные из-за этого распри, раздоры, войны, гнев, ненависть, зависть не знакомы духам бесплотным.
Правда, они испытывают голод и чувствуют жажду, но не наш голод с болью, не нашу жажду со страданием. Их голод - никогда неперестающая потребность насыщаться сладостью познания премудрости вечной, насыщаться единым хлебом живым.
"Хлебе святый, - молится иерей словами св. Амвросия Медиоланского, пред литургией, - Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе сладчайший, Хлебе вожделенне, Хлебе чистейший, всякия сладости и благовония преисполненне! Тобою питаются ангели на небеси преизобильно; да насытится по силе своей Тобою и пришлец человек на земли!"
"Питаются ангели на небеси преизобильно", а все хотят еще, и еще насыщаться сладостию созерцания Божества. Какой высокий, поистине, небесный, блаженнейший голод! Охвачены ангелы и жаждою, но жаждою также небесной и блаженной - жаждою все более и более тесного Богообщения, проникновения Божеством, просвещения Им. Их жажда - это никогда неперестающее устремление к Богу."
Какая, поистине, божественная, какая сладчайшая жажда! Так, в непрестанном созерцании Бога, а постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнословии безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы.
Как духи бесплотные, ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока в другом; ни стен ни дверей, ни запоров для ангелов нет.
И не только сами легко так носятся ангелы; ангел, если приблизится к человеку, возьмет, поднимет его на крылья свои, то и для человека тогда перестает существовать уж пространство; покрытый кровом крыл ангельских, переносится он чрез самые отдаленные расстояния в мгновение ока.
Не ведают ангелы и времени нашего. На небе нет ни нашего вчера, ни сегодня, ни завтра, или, лучше, там есть только сегодня, днесь, приснобытие; не знают ангелы ни наших дней, ни ночей, ни минут, ни часов; нет в их царстве ни зимы, ни весны, ни лета, ни осени, или, лучше, есть там только одна весна, светлая , радостная; среди ангелов всегдашняя Пасха, непрестанный праздник, веселие вечное, - Ангелы, по слову Спасителя, умереть уже не могут (Лк.20,36).
О, Ангелы Божьи, какая тихость благодатная, какая услада в душе от одного лишь созерцания вашей жизни блаженной! С горних высот, дайте, уканьте, хоть каплю одну этой жизни в сердца наши!
Знаем, что число Ангелов неисчислимо велико и что Премудрость Божия учредила удивительный порядок в этом Небесном воинстве, создав ангельскую иерархию, разделив всех Ангелов на девять чинов по три чина в иерархии, подчинив низшие чины высшим.
Ангелы отличаются друг от друга как просвещенностью, так и различностью степени благодати.
Откуда же знаем мы, возлюбленные, о чинах и степенях ангельских? Сказал, поведал нам об этом тот, кто сам, своими очами, видел эти чины и степени ангельские, кто сам слышал их песни умилительные, их гимны победные - верховный апостол языков, Павел. Знаю я, - рассказывает он о себе, - человека во Христе, который... в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба... в рай, и слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать (2Кор.12,2-4). Нельзя потому, что не выдержит сердце, не вместит ум. Посему-то и не мог ап. Павел пересказать никому глаголов, слышанных им на небе. Но о том, каков строй жизни ангелов, какие среди них есть степени - обо всем этом апостол пересказал своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу, когда был в Афинах. Имя этого ученика Павлова - Дионисий Ареопагит (он был членом Ареопага, верховного суда Афинского). Дионисий, все, слышанное им от Павла, записал и составил книгу: "О небесной иерархии".
Устройство ангельского мира по этой книге представляется в таком виде: все ангелы разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.
ВЫСШУЮ ИЕРАРХИЮ непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы.
ВТОРАЯ, СРЕДНЯЯ, ИЕРАРХИЯ состоит из Ангелов носящих имена: Господства, Силы и Власти
ТРЕТЬЯ, НИЗШАЯ, ИЕРАРХИЯ включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Из всех чинов небесных, Серафимы - самые ближащие к Богу; они - первые участники божественного блаженства, первые осияваются светом велелепной божественной славы. И, что всего более поражает, изумляет их в Боге, так это любовь Его бесконечная, вечная, безмерная, неисследимая. Они, во всей силе, во всей, непонятной нам, глубине, воспринимают, ощущают Бога, именно, как Любовь; чрез это, приступая, как бы к самим дверям, к самому Святому Святых того непреступного Света, в котором живет Бог (IТим.6,16); чрез это, входя в наитеснейшее, приискреннейшее общение с Богом, ибо Сам Бог - Любовь: Бог любы есть (Ин.4,8).
Бог-Любовь огонь есть поядаяй, и Серафимы, постоянно приникая к этой Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами.
Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовию к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим - значит "пламенный".
Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а наипаче всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в ужас, заставляет содрагаться все существо их. Не могут сносить они великой этой Любви. Закрывают двумя крылами лица свои, двумя крылами ноги свои и двумя летают, в страхе и трепете, в благоговении глубочайшем поюще, взывающе и глаголюще: "Свят, свят, свят, Господь Саваоф!"
Второй чин ангельский - Херувимы.
Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог - вынусветящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом приникают в них. Вот почему, по свидетельству слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображались над ковчегом Завета приникающими.
И сделай, - говорил Господь Моисею, - из золота двух Херувимов... Сделай их на обоих концах крышки Ковчега. Сделай одного Херувима с одного края, а другого Херувима с другого края... И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица Херувимов (Ис 25,18-20).
Дивное изображение! Так и на небе: Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и, как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же ссекается огненным мечем.
Вспомните грехопадение Адамово: прародители, вопреки заповеди Божией, дерзновенно приступили к древу познания добра и зла, возгордились умом своим, захотели все знать, как Бог; вознамерились, как бы сорвать покров, скрывающий тайны Божественной Премудрости. И, смотрите, сейчас же снисходит с неба один из стражей-хранителей этих тайн, один из служителей Божией Премудрости - Херувим, с пламенным обращающимся мечем, изгоняет прародителей из рая. Так велика ревность Херувимов, так строги они к тем, кои посягают дерзновенно проникнуть в неведомые тайны небесные! Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!
Херувимов именуют "многоочитые". Это значит: от непрестанного созерцания Божественной Премудрости, Херувимы сами полны ведения, а потому они видят и знают все в совершенстве, и людям сообщают ведение.
Третий чин ангельский: Престолы.
Как на земле Престол является олицетворением царского величия, достоинства царского. Так и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно пред всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как Бога Великого, Крепкого и Страшного (Втор 10,17).
Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих, волны величия и славы Божественной. О, если бы чаще посещали нас Престолы, чаще бы ниспосылали нам чувство величия Божия и собственного нашего ничтожества! Тогда не возносились бы так умом своим, как не редко надсмеиваемся и превозносимся, цены себе не зная, чуть не богом себя почитая.
Четвертый чин ангельский: Господствия.
Преимущественно перед всеми другими чинами Господствия созерцают Бога, как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире: усматривают и в море путь, и в волнах стезю Его крепкую (Прем 14,3), со страхом взирают, как Той пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет (Дан 2,21). Полные священного восторга и умиления, приникают Господствия в многоразличные заботы Божии.
Созерцая Бога, как Промыслителя - строителя мира, Господствия и людей научают устроять самих себя, свою душу; научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками, утеснять плоть, давая простор духу.
Пятый чин ангельский: Силы.
Силы - это Ангелы, исполненные Божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает Свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса.
"Ты еси Бог творяй чудеса", - вот, что составляет предмет постоянного их хваления и славословия.
Шестой ангельский чин: Власти.
Власти - Ангелы, имеющие власть укрощать власть бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Седьмой чин ангельский составляют: Начала.
Начала - чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей.
Восьмой чин: архангелы.
Архангелы - это учители небесные. Учат они людей, как жизнь им свою устраивать по-Божьи, т.е. согласно с волею Божиею.
Последний, девятый чин ангельский составляют: Ангелы.
Это - самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемый Богом, путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают".
Из приведенного отрывка святителя Серафима ближе нам становится Небо небес и его небожители - ангелы Божии.

Хотя число Ангелов безмерно - велико тьмы, тем - но Архангелов только семь. Азъ есмъ единъ отъ седми святыхъ Ангеловъ, - так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, - иже приносятъ молитвы святыхъ и входятъ предъ славу Святого. (Тов.12,15). Подобно семи светильникам перед престолом Всевышнего, семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудил и Варахиил.
Архангел Михаил
Святой Архистратиг Михаил

Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, Поборник славы Божией. Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, безпримерной духовной силой. Он первый возстал против сатаны, когда сей возгордившись отпал от Бога. Ради такого дерзновения, как верный служитель Божий святой Архистратиг Михаил поставлен Богом вождем и чиноначальником, над всеми чинами святых Ангелов. Посему и изображается в воинском виде, с копием или пламенным мечем в руке, имея под ногами дракона, т.е. духа злобы. Белая хоругвь, украшающяя верх копья его, означает нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю; а крест,
коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения.
Архангел Гавриил Второе место в ряду Архангелов принадлежит Архангелу Гавриилу. Имя это означает сила Божия.
Архангел Гавриил - провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26);
Так: имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, - весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, - честь благовестил о сем достается паки Гавриилу. Сей же Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения.
Изображается иногда с райской ветвью в руке. Или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия.

Архангел Божий Рафаил Архангел Божий Рафаил - имеющий дар от Бога целить недуги. Имя Рафаил означает "милосердие", "помощь всем страждущим". (Тов. III, 16; 12, 15);
Во святом Писании есть целая книга - книга Товита, - посвященная ему.
Когда Товия собирался по поручению отца идти в мидийский город Раги для получения десяти талантов серебра, отданных Товитом на сохранение Гаваилу, живущему в Рагах, и отыскивал себе попутчика, таким стал Архангел Рафаил, явившийся в виде юноши (Тов.V,4-6). Отправившись из дома Товита, Товия и Рафаил вечером пришли к реке Тигр. Товия пошел было купаться, но из реки показалась рыба, которая хотела поглотить юношу. Тогда Рафаил сказал ему: "возьми эту рыбу, разрежь ее, вынь сердце, печень и желчь, и сбереги их".
Юноша так и сделал. На вопрос его, к чему сердце, печень и желчь рыбы могут служить, - Рафаил отвечал: "если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, он и исцелится." (Тов.VI,8-9)
Изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил Святой Архангел Уриил был послан Богом к Ездре предложить ему три подобия и показать три пути. "Если ты одно из них объявишь мне, то и я покажу тебе (т.е. Ездре) путь, который желаешь ты видеть, и научу тебя, откуда произошло сердце лукавое" (3 Езд.IV,4). Уриил - Архангел света и огня Божия(3 Езд. 5, 20);
- изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряется огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятившим себя наукам. Не забывайте, по примеру его, быть служителями не одного света знаний, но и огня божественной любви. Разум кичит, одна любовь созидает (1Кор. 8,11).
О святом Архангеле Иеремииле (он же Уриил) в Третьей книге Ездры пишется так: «Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Езд. 4, 35—37), Архангел Иеремиил — внушитель благих и добрых помыслов, возноситель душ к Богу, возношение к Богу, милосердие Божие(3 Езд. 4, 36).
Селафиил Святой Архангел Селафиил явился Агари в путыни Вирсавии, когда изгнал ее Авраам, - о чем повествуется в книге Бытия:
"Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села в дали, в разстоянии на один выстрел лука. Ибо она сказала: "не хочу видеть смерти отрока". И она села поодаль против него, и подняла вопль и плакала. И услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: "что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. Встань, подними отрока, и возьми его за руку; ибо Я произведу из него великий народ."
И Бог открыл глаза ея, и она увидела колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою, и напоила отрока (Быт.XXI,14-19). Селафиил - Архангел молитвы.(3 Езд. 5, 16);
Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

Архангел Божиий Иегудиил Святой Архангел Иегудиил есть тот Ангел, которого Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Ханаанской земли.
Когда Моисей, после сорокадневного поста и молитв, взошел на гору Синай, явился ему Бог и, вручая скрижали завета, дал ему закон, который должны были соблюдать люди Израиля. И сказал Господь: "Вот я посылаю пред тобою Ангела Моего хранить тебя на пути, и ввести тебя в то место, котороя Я приготовил тебе. Блюди себя пред лицем его; не упорствуй против него, потому что он не простит греха вашего, ибо Имя Мое на нем...(Исх.XXIII,20-21)".
Архангел Божиий Иегудиил - "хвала Божия", присный поспешниче всех подвизающихся на пути Христовом, ревностный защитник славы Божией.
Изображается держащим в деснице золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий. Венец - для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

Варахиил Варахиил - Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.
Варахиил - в недрах его одежды множество розовых цветов .


Иеремиил Иеремиил -"высота Божия", держит в руке весы. Так благословения Божии различны, то и служение сего Архангела - многообразно; через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие.

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

И если ангельская молитва и молитва человеческая соединятся, то, без сомнения, на том месте заискрится Божественный свет, который укажет путь, - хоть и узкий, но то того видимый более отчетливо, - для восхождения в Царствие Творца и Создателя как ангельских, так и человеческих душ.

Использованы материалы:
"Полный годичный круг кратких поучений" прот. Григория Дяченко (т.2,ноябрь, день восьмой), "Явления и чудотворения св. семи Архангелов" (М.,1905).
Четьи-Минеи святителя Дмитрия Ростовского.
Ангелы. (Ангельский мир по учению Православной Церкви) Архимандрит Серафим (Звездинский), М., 1916.

Наш Ангел-хранитель.

Проповедь отца Андрея от 12.08.07

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Милые мои люди!
У каждого из нас есть Ангел-хранитель. Святое существо, данное нам от Бога, это и друг и наперсник всех наших тайн и строгий обличитель наших грехов.
Почему наша жизнь протекает далеко от него?
В минуты нужды не спрашиваем его совета, словно нет его. А ведь он есть, как воздух, вода и прочие необходимые для жизни вещи и понятия. Почему наше сердце далеко от Ангела нашего.
Давайте представим себе, что мы лишились руки или ноги – эта потеря, для нас была бы весьма драматичной. Куда хуже, потеря Ангела- хранителя. Однако с момента крещения и до сорокового дня по смерти наш Ангел неотступно с нами. Все знает о нас, тактично молчит, не подает голоса, но обливается слезами или стыдом. Редко радуется, но его радость за нас дорогого стоит – это золото неоцененное. Однако больше скорбит, печалится, болеет.
За что ему это?
Такое послушание от Бога. Полагаю, что это участь нас с вами – видеть грехи, но не иметь возможности вмешаться. Все гордецы и самозванцы, сластолюбцы и волевички – теперь посмотрите на себя со стороны. Будете приставлены к некоей человечьей жизни и всё и вся прочувствуете с ней, но с другой стороны. Остерегитесь теперь, станьте добры, мягки, послушливы воле Божией. И молитесь непрестанно вашему личному страдальцу – Ангелу-хранителю. А в случае затруднений в отношениях с другими людьми, пожалуйста не забывайте, молиться их Ангелам-хранителям: об умягчении сердца, снисходительности и доброхотстве.
Аминь.

Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz