Святой апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, избранных Самим Господом для евангельской проповеди. По преданию, он проповедовал в Скифии и водрузил крест на Киевских горах, на месте будущего града Киева.
Св. апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее, а впоследствии жил вместе со своим братом Симоном (Петром) в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
and.jpg Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Из Евангелия мы узнаем, что св. апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек (Ин.6,8-9), говорил с Господом в Вербное воскресенье (Ин.12,22), вопрошал Его вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк. 13,3-4; Мф.24,1-14; Лк.21,5-19).
После Воскрешения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был св. Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян.1,13;2,1-4), как предсказал сам Господь.
С проповедью Слова Божия св. апостол Андрей совершил несколько путешествий, в этот период он трижды возвращался в Иерусалим. Как сообщает историк Евсевий Кесарийский: "Фома был избран для Парфии, Иоанн для Азии, а Андрей получил в удел Скифию".
Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где и пробыл доаольно долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиталась, исцеляла больных. До наших дней сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к Iв., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где нынче находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет бдагодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
Продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Церкви.
На трудном пути благовестника апостол Андрей претерпел много скорбей и страданий от язычников его изгоняли из городов, подвергали избиению. Но Господь хранил своего избранника и по молитвам его совершал дивные чудеса.
Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Чудесные исцеления, которые совершались по молитвам апостола, побуждали горожан принимать святое Крещение. Однако правитель города проконсул Эгеат оставался закостенелым язычником. Св. апостол хотел раскрыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня, но правитель приказал распять апостола Андрея. С радостью принял св. Андрей Первозванный решение правителя и вошел на место казни, громко возглашая: "Радуйся Кресте, плотию Христовой освященный..." Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног святого, а привязать их ко кресту.
По преданию, крест,на котором был распят св. апостол Андрей, был особой формы - имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.
Сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика, он предал свою душу Господу. Случилось это в 62г. В 357г. мощи св. апостола были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208г. мощи св. Андрея были переведены в Италию и помещены в кафедральном соборе в Амальфи. При Папе Римском ПиеII в 1458г. честная глава св. апостола была перенесена в Рим и положена в соборе Святого Петра.

znak.jpg Орден Святого Апостола Андрея Первозванного являлся первым и высшим орденом в Российской Империи. Государь Петр I почитал Святого Апостола как своего покровителя и державы Российской. Единого мнения о точной дате учреждения ордена среди ученых нет, называются 1696 год и 1698 год.
Статут ордена составлялся Императорами в 1720, 1729, 1730, 1744 годы, законодательно утвержден лишь в 1797 году. Он жаловался только по усмотрению Государя Императора за воинские подвиги (преимущественно) и за государственную службу России.
Орден имел одну степень, а с 1797 года и бриллиантовые украшения - особую степень награждения. К знакам ордена, полученного за военные подвиги, по Указу Государя Императора Николая I Павловича с 1855 года присоединялись два скрещенных золотых меча, помещаемых сверху креста и на верхнем луче звезды.
Проект Устава ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, который несколько десятилетий оставался единственным русским орденом, составлялся при непосредственном участии Государя ПетраI. В нем была глава " О кавалерах ", в которой говорилось, за что должна выдаваться эта награда: " … в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям ".

Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz