ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
Книга воспоминаний

«Воскресение»
Санкт-Петербург 1996

ОГЛАВЛЕНИЕ

Том I
От автора

Глава I 14 ДЕКАБРЯ 1825 ГОДА
Глава II МОЕ РОЖДЕНИЕ
Глава III МОЯ ПЕРВАЯ ВОЙНА
Глава IV КНЯГИНЯ ЮРЬЕВСКАЯ
Глава V ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III
Глава VI ЮНОСТЬ И СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
Глава VII ПЛАВАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Глава VIII ЖЕНИТЬБА
Том II
Глава IX ЦАРСКАЯ ФАМИЛИЯ

Глава X «ЦАРСКИЕ МИЛЛИОНЫ»
Глава XI ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II
Глава XII ОЛОВЯННЫЕ БОГИ
Глава XIII ГРОЗА НАДВИГАЕТСЯ...
Глава XIV ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТЫЙ ГОД
Глава XV БИАРРИЦ. НАЧАЛО АВИАЦИИ
Том III
Глава XVI НАКАНУНЕ

Глава XVII ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ
Глава XVIII БЕГСТВО
Глава XIX ПОСЛЕ БУРИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОММЕНТАРИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот уже тринадцать лет, как я веду жизнь эмигранта. Когда-нибудь я напишу другую книгу, которая будет повествовать о впечатлениях, порой радостных, порой грустных, которые ожидали меня на пути моих скитаний, уже не освещенных лучами Ай-Тодорского маяка.
Моя врожденная непоседливость, соединенная с неугасимым стремлением к духовному улучшению, удерживали меня вдали от Парижа, где царила атмосфера бесполезных сожалений и вечных вздохов. Когда я нахожусь в Европе, я всегда испытываю чувство, как будто гуляю по красивым аллеям кладбища, в котором каждый камень напоминает мне о том, что цивилизация покончила самоубийством 1 августа 1914 года.
В 1927 году я посетил Абиссинию. В декабре 1928 года я в третий раз поехал в Америку, чтобы начать новую жизнь. Моя теперешняя деятельность в Америке, мои первые десять лет службы во флоте и годы, проведенные с семьей, — единственные периоды жизни, которые мне кажутся светлыми. Все остальное принесло мне только горе и страдания. Если бы я мог начать жизнь снова, я начал бы с того, что отказался от моего великокняжеского титула и стал бы проповедовать необходимость духовной революции. Этого я бы не мог начать в России. В Российской Империи я подвергся бы преследованию «во имя Бога» со стороны служителей православной церкви. В советской России меня бы расстреляли «во имя Маркса» служители самой изуверской религии победоносного пролетариата.
Я ни о чем не жалею и не падаю духом. Мои внуки — у меня их четверо,— вероятно, достигнут чего-нибудь лучшего. Я не считаю современной эпохи ни цивилизованною, ни христианскою. Когда я читаю о миллионах людей, умирающих от голода в Европе, Америке и Азии в то время, как в складах гниет несметное количество хлеба, кофе, и др. продуктов, я признаю необходимость радикальных изменений в условиях нашей жизни. Судьба трех монархий поколебала мою веру в незыблемость политических устоев. Тринадцать лет коммунистического опыта над несчастной Россией убили все мои иллюзии относительно человеческого идеализма. От людей, находящихся в духовном рабстве, и нельзя ожидать ничего иного.
Официальное христианство, обнаружившее свою несостоятельность в 1914 году, прилагает все усилия к тому, чтобы превратить нас в рабов Божьих, приводя нас таким образом к фатализму, который несет страшную ответственность за трагический конец России и ее династии. Религия Любви, основанная на законе Любви, должна заменить все вероисповедания и превратить сегодняшних «рабов Божьих» в его активных сотрудников. Если наши страдания нас ничему не научили, то тогда жертва Христа была бесполезна, и тогда действительно прав тот, кто утверждает, что последний христианин был распят тысячу девятьсот лет тому назад.
Горько сознавать, что церковь сегодняшнего дня далеко отошла от Христа; но это так. Недостающего звена она создать не может, ибо закону любви она не следует; все налицо: догматы, таинства, обряды, тысячи молитв, за которыми скрывается ее духовное бессилие, но нет любви.
Кого и что мы должны любить?
Силу Высшую — Бога, не словами, не низкопоклонством и рабским пресмыканием, а мыслями и делами любви ко всем одинаково, и к близким и к дальним, и к друзьям и к врагам, и ко всем творениям. Любить мы должны весь мир, ибо мы составляем его нераздельную частицу, сознавая в то же время, что мы произошли от Высшей Силы и к ней вернемся только тогда, когда мы станем самостоятельной, самосознательной, сильной духом личностью. Вне мыслей и дел любви не может существовать любви к Силе Высшей — Богу; этой Силе мы нужны постолько, посколько мы, исполняя законы мировые, не тревожим гармонии мира.
Любить мы должны все чистое, красивое, природу и все проявления ее, любить мы должны жизнь земную, ибо она есть одна из ступеней жизни вечной, проведя которую в правде, чистоте и любви, мы получим возможность подняться на ступень выше. Я понимаю, что трудно любить жизнь тем, для которых она проходит в постоянной тяжелой работе, в постоянных заботах о прокормлении своих семей. Но ведь если сравнить нашу жизнь с жизнью наших сестер и братьев, оставшихся в России, то, право, лучше, быть свободным бедняком, чем бедняком-рабом.
Кроме того, ведь не нам одним тяжело живется; все население земного шара, за исключением состоятельного меньшинства, живет в тех же условиях, что и мы.
Надо себе твердо уяснить, что возврата к прошлому нет; если мы вернемся на родину, то и там будем работать, не покладая рук; нам самим придется строить свое благополучие, помощи ждать будет не от кого. Кроме того, резкая перемена, которая произошла в нашей жизни, с точки зрения духовной, есть великое благо, и кто это понял, тот глубоко использовал это обстоятельство для своего восхождения по пути к совершенству. И вот с этой точки Зрения мы должны любить жизнь.
Следует рассматривать свою жизнь не с точки зрения узкой земной, преходящей, а с точки зрения вечной, духовной. На себя надо смотреть не как на тело, в котором мы временно живем, а как на дух, которого наше «я» есть выражение, который есть житель Мира, для которого нет ни времени, ни пространства, который живет, где хочет, который не подчинен ни законам природы, ни законам людским, которого права безграничны, ибо жизнь в нем самом, и который ответствен только пред Силою Высшею — Богом. Ничто земное ни в чем и никогда не может тронуть нашего духа, он вне досягаемости земных, людских притязаний, но связь с Духом Высшим всегда в его полной досягаемости. Сознавая великую истину только что сказанного и прочувствовав эту великорадостную истину до конца, мы поймем, насколько все, что касается нашего тела, мелочно, насколько все, на земле происходящее, не существенно.
Скажите себе: «Я дух вечный, свободный, от Бога исшедший и к Богу идущий: я имею в себе все для того, чтобы с Богом быть в вечном общении, и это все заключается в слове «любить» — слово, которое действительно выражает основной, положительный закон Мира».
Любить мы должны Россию и народ русский. Эта любовь наша должна выразиться в стремлении понять новое мировоззрение русских людей, которое явилось результатом безбожного и бездуховного воспитания, получаемого ныне миллионами русских детей.
Но мы должны найти в этом новом миросозерцании те стороны, которые и нами могут быть восприняты.
Принцип, проводимый в жизнь: «Работа каждого во имя блага государства», вполне приемлем для каждого из нас; он послужит тем звеном, которое нас, представителей старой России, соединит с людьми России новой. Мы одухотворим этот принцип законом любви, мы будем ему следовать не только во имя блага государства, а главное, во имя исполнения воли Божьей, которая имеет свое выражение в этом законе.
Раз навсегда мы должны ясно понять, что новой России мы ничего не можем дать, кроме любви. И вот, готовясь к часу нашего возвращения на родину, мы должны в себе и в детях наших вытравить все чувства, идущие вразрез с законом любви. Только при этом условии народ русский нас примет и поймет.
Мы должны стать тем духовным основанием, на котором будет строиться Царство духа, которое заменит ныне существующее Царство материи. К этому Царству народ русский уже близок: оно даст России духовную власть над всеми остальными народами — власть любви и мира, ту власть, которая всём людям завещана Христом.
Было бы бесцельно писать эту книгу, если она не будет иметь нравственного влияния хотя бы на некоторых из моих читателей. Для меня все пережитое — это урок, полный значения и богатый предостережениями. Снова и снова я думаю о друзьях моего детства, стараясь видеть их не такими, какими они были в последние годы трагедии, а какими я их знал в более счастливые дни нашей молодости. Я вижу часто во сне Никки, Жоржа, Сергея и самого себя, лежащими в густой траве Императорского парка в Нескучном под Москвою и оживленно беседующими о том таинственно-прекрасном будущем, огни которого мелькали на далеком горизонте.
Немного терпения — и мы все до него доживем. Конец.

КОММЕНТАРИИ

1 Демулен Камиль (1760—1794)—деятель Великой французской? революции из лагеря якобинцев, журналист, адвокат. I
2 Георгий Михайлович (1863—1919), великий князь — управляющий Русским музеем, генерал от инфантерии.
3 Дизраэли Бенджамин (1804—1881) —лорд Виконсфильд (с 1876 г.), английский государственный деятель и писатель. Лидер Консервативной партии, в 1868 и 1874—1880 годах премьер-министр Великобритании, сторонник активной колониальной политики.
4 Николай Николаевич-старший (1831 —1891) —третий сын Николая I, генерал-фельдмаршал, главнокомандующий Балканским фронтом в русско-турецкую войну 1877—1878 годов.
5 Константин Николаевич, великий князь (1827—1892) —управляющий Морским министерством, наместник в Королевстве Польском, председатель Государственного Совета при Александре II, генерал-адъютант.
6 Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825—1888) —русский государственный деятель. За успешное командование корпусом на Кавказском фронте в 1877—1878 годах получил графский титул. Позже генерал*! губернатор в ряде губерний, начальник Верховной распорядительной^ комиссии, в 1880—1881 годах министр внутренних дел.
7 Битва за Верденский укрепленный район, включавшая в себя сначала немецкое наступление (февраль — август 1916 года), затем1 контрнаступление французов. Одно из самых кровопролитных сражений первой мировой войны (около одного миллиона потерь с обеих сторон). j
8 Известный деятель контрреволюционного движения Лавр Георгиевич Корнилов, во время первой мировой войны будучи начальником 48-й пехотной дивизии, попал в плен к австрийцам в апреле 1915 года, бежал оттуда в июле 1916 года.
9 Павел Александрович, великий князь (1860—1918) —сын Александра II, командующий Гвардейским корпусом, генерал от инфантерии.
10 Дмитрий Константинович, великий князь (1860—1918) — главноуправляющий государственным коннозаводством, генерал от кавалерии.
11 Указанный взрыв в Зимнем дворце осуществила группа народовольцев во главе с С. Н. Халтуриным, устроившимся во дворце столяром.
12 Вышнеградский Иван Алексеевич (1831/32—1895) —ученый-механик, профессор, почетный член Петербургской АН, министр финансов в 1888—1892 годах, автор реформ, улучшивших финансовое положение страны.
13 Ванновский Петр Семенович (1822—1904) —участник русско-турецкой войны, генерал от инфантерии с 1833 года, военный министр В 1881 —1897 годах, министр народного просвещения в 1901 —1902 годах.
14 Гире Николай Карлович (1820—1895) —русский дипломат. С 1882 года до самой смерти — министр иностранных дел. Сменил германскую ориентацию внешней политики на англо-французскую, подписав в 1892 году русско-французское соглашение, ставшее началом Антанты.
15 Комаров Александр Виссарионович (1830—1904) —генерал, начальник Закаспийской области в 1883—1890 годах, исследователь Кавказа.
16 Исидор (в миру — Яков Сергеевич Никольский; 1799—1892) — церковный деятель, писатель, переводчик священных текстов. С 1860 года — митрополит Новгородский и Петербургский.
17 Девиация—отклонение магнитной стрелки компаса на судне от меридиональной линии под влиянием корабельного металла.
18 Лейхтенбергскип Евгений Максимилианович (1847—1901) —русский военный деятель, участник боевых операций в Средней Азии, русско-турецкой войны, генерал-лейтенант с 1886 года,
19 Бразилия была провозглашена федеративной республикой 15 ноября 1889 года, после свержения императора Педру II группой военных.
20 Роде Сесил Джон (1853—1902) —английский политический деятель, организатор захвата английскими колонизаторами (на рубеже 1880—90-х годов) территории в Юждой и Центральной Африке. В 1895 году в его честь одна из колоний была названа Родезией.
21 Лоти Пьер (Вио Луи-Мари-Жюльен; 1850—1923) — офицер французского флота, писатель, создатель жанра «колониального романа».
22 Дягилев Сергей Павлович (1872—1929) —русский художественный и театральный деятель. Редактор (вместе с А. Н. Бенуа) журнала «Мир искусства». Организовал в Париже так называемые «русские сезоны» (с 1907 года).
23 Знатного вельможи (франц.).
24 Елисавета Федоровна, великая княгиня (1864—1918) — старшая сестра императрицы Александры Федоровны, покровительница многочисленных приютов, председатель различных благотворительных обществ.
25 Верном рыцаре (франц.).
26 Георгий Александрович, великий князь (1871 —1899) — шеф лейб-гвардии Атаманского и 93-го Иркутского полков. Почетный председатель Русского астрономического общества.
27 Пуанкаре Раймон (1860—1934) —французский адвокат, политический деятель. Неоднократный премьер-министр французских правительств, в 1913—1920 годах — президент Франции. За воинственную направленность внешней политики имел прозвище «Пуанкаре — война».
28 Царственный любовный треугольник (франц.).
29 После убийства Дмитрием (Мордехаем) БогровыМ П. А. Столыпина в течение трех лет премьер-министром был В. Н. Коковцов.
30 Крафт-Эбинг Рихард (1840—1902) —австрийский психиатр, профессор Венского университета. Известен работами по половой психопатологии.
31 Имеется в виду Трубецкой Сергей Николаевич, князь (1862— 1905) — известный философ, либерал, ректор Московского университета в начале столетия.
32 Гастингс (Хейстингс) Уоррен (1732—1818) — первый английский генерал-губернатор Индии (с 1774 года).
33 Клайв Роберт (1725—1774) —первый английский губернатор Бенгалии.
34 Рожественский Зиновий Петрович (1848—1909) —русский военно-морской деятель. Вице-адмирал с 1904 года, после поражения от японцев у Цусимы 2-й Тихоокеанской эскадры под его командованием по возвращении в Россию предан военно-морскому суду, но оправдан как тяжело раненный в бою.
35 Баловника (франц.).
36 Горемыкин Иван Логгинович (1839—1917) — русский государственный деятель консервативного направления. Министр внутренних дел в 1895—1899 годах, премьер-министр в 1906 и в 1914— 1916 годах.
37 Биарриц — курорт на юго-западе Франции.
38 Кайо Жозеф (1863—1944) — французский политический деятель. Министр финансов во многих правительствах, в 1911—1912 годах — премьер-министр. Обвинялся в прогерманских настроениях. В 1918 году осужден по обвинению в государственной измене, в 1924 году амнистирован.
39 Извольский Александр Петрович (1856—1919) —русский дипломат, посол в Токио, Копенгагене, в 1910—1917 годах в Париже. В 1906— 1910 годах министр иностранных дел.
40 Янушкевич Николай Николаевич (1868—1918)—русский военный деятель. С 1914 года начальник Генштаба, генерал от инфантерии. В августе 1915 года был смещен с поста начальника штаба Верховного главнокомандующего и получил назначение на Кавказ.
41 План начальника германского генерального штаба Альфреда Шлиффена (1833—1913) предусматривал, в частности, удар по Франции путем вторжения через нейтральные Бельгию и Люксембург.
42 Людвиг Эмиль (1881—1948) —немецкий писатель, автор романов и беллетристически изложенных биографий выдающихся людей.
43 Каульбарс Александр Васильевич (1844—1916) —участник русско-турецкой и русско-японской войн, затем одесский генерал-губернатор.
44 Макензен Август (1849—1945) — германский генерал-фельдмаршал с 1915 года. В мае того года, командуя П-й армией, осуществил Горлицквй прорыв русского фронта.
45 Имеются в виду военные заговоры, организовывавшиеся масонским союзом «Верховный Совет народов России», подчинившим своему влиянию значительную часть верхушки генералитета накануне 1917 года и фактически назначившим членов Временного правительства после февральского переворота.
46 Терещенко Михаил Иванович — киевский сахарозаводчик, видный масон и затем член Временного правительства. Друг многих поэтов-символистов и известный поклонник балета.
47 24 ноября 1918 г.
Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz