Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.
Тропарь праздника, глас 1:
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти
души наша.
Кондак, глас 2:
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь, к животу престави,
во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Икона Успения Богородицы в Гефсимании Величание

Величаем Тя,
пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим успение Твое.
После Вознесения Господня Матерь Божия была для апостолов и всех верующих великим утешением и назиданием. Дни и ночи Она проводила в молитве, причем особенно Она любила молится у Святого Гроба Господня. Однажды именно здесь пред Нею предстал Архангел Гавриил, возвещая о Ее скором переселении из этой жизни в небесную, вечно блаженную. В день Успения в Ее одру собрались почти все апостолы, перенесенные с разных мест Божественной силой. Все они стали свидетелями дивного восхищения Божией Матери на небо Ее Сыном и Богом, пришедшим со множеством Ангелов и святых почтить Матерь Свою Божественной славой. В этот же день с великой торжественностью апостолы погребли Ее святое тело в Гефсимании.

 Гефсимания фото 2006г  Смертный Одр  Богородицы. фото 2006г
По особому Промыслу Божию апостол Фома не смог быть на погребении. Он так сильно скорбел об этом, что апостолы, сжалившись над ним, решились открыть гробовую пещеру, чтобы он мог воздать подобающую честь Пресвятой Богородице, но тела в пещере не было. Найдя во гробе лишь погребальные пелены, они убедились в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на небо. Вечером в тот же день Матерь Божия явилась апостолам и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни".

Пюхтицкая икона Успения Богородицы Киевская икона Успения БогородицыНа многих иконах изображен эпизод с Афонием. Этому фанатику-иудею ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы и он получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Это должно напомнить о том, что конец земной жизни Божией Матери образует глубочайшую внутреннюю тайну Церкви, которая не потерпит ее осквернения: невидимая взорам внешних слава Успения Марии постигается только в свете внутреннего предания.
Что же такое смерть? Сон является верующим в смерть, - говорит церковная песнь. Эту тайну Христос впервые открыл Своим апостолам, когда сказал им: "Лазарь, друг наш успе... Реша убо ученицы его: Господи, аще успе, спасен будет. Рече же Иисус о смерти его: они же мнеша, яко о успении сна глаголет" (Ин.11:11-13).
Обычно считают, что сон отличается от смерти тем, что он есть нечто временное, после сна всегда наступает пробуждение. И мы веруем, что после смерти и воскресения Спасителя смерть преодалена и побеждена Им, и нас всех ждет всеобщее воскресение. "Где твое, смерте, жало?" Смерти больше нет, а есть сон - успение. "Всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки" (Ин. 11:26).
Мы с вами преступно небрежно относимся к смерти, а между тем смерть - это то единственное, что неизбежно ожидает каждого из нас. Человек в своей духовной жизни измеряется не своими добродетелями и не тем, как оп живет, а своею смертью.
сщмч. Сергий Мечев

Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz