Тихвинская икона Божией Матери

По преданию этот Святой образ был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой. В 1383 году за 70 лет до падения Византийской Империи икона исчезла из Константинополя и, несомая по воздуху Ангелами, в начале появилась над водами Ладожского озера, освящая водную и воздушные стихии, напаивая благоуханным ароматом пространство, где процветали и готовились к устроению монашеские обители.
Чудотворная икона, шествуя по воздуху вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, в 25 километрах к юго-западу от Преображенской обители, где святыню впервые увидели рыбаки. Отмеченным посещением чудотворного образа был и остров Восковой, принадлежащий Коневецкой обители.
Пришествием своим чудесным икона Пресвятой Владычицы принесла на Русь благословение святых градов Иерусалима и Константинополя. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери - защитница Северо-западных рубежей Российской Державы - одна из самых почитаемых православными, наряду с Владимирской, Смоленской, Иверской и Казанской иконами Пресвятой Богородицы.
tixv.jpg Первоначальные списки сказания о явлении иконы после ее шествия над Ладожским озером повествуют:
“В лето 6891-е (1383 год) во дни благоверного Великого Князя Димитрия Ивановича, Святейшего Митрополита Пимена, при Архиепископе Новгородском Алексии, явилася икона Пречистой Одигитрии (Путеводительницы) в Обонежской пятине, на реке Ояти, в Вымоченицах, что в ста верстах от Тихвина (до этого на горе Смолковой, у реки Оять, она опустилась на землю, и ее поместили в специально возведенную Успенскую часовню. Местные жители устремились к месту явления, падали на колени и усердно молились Царице Небесной. По молитвам к Ней исцелилось множество народа и на том месте поставили церковь Рождества Богородицы.
По прошествии малого времени оттуда невидимо перешла и явилась в Кожели на Куковой горе ненадолго, за 20 поприщ от Тихвина (в течение часа стояла она в воздухе, чем произвела неописуемую радость в сердцах верующих). И в том месте поставили церковь Покрова Божией Матери.
После этого оттуда явилася в Тихвине, над рекою высоко стояла в воздухе икона Пречистой, у Ней на руках изображен Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И собралось множество народа на зрение великого этого чуда, непрестанно молящегося Пречистому Образу ее и из нее рождшемуся Христу Богу нашему. И на том месте, на горе, заложили церковь в честь Успения Святой Богородицы”.

26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии явилась над берегом реки Тихвинки Святая икона. Сюда со множеством народа пришли с Крестным Ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо - икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников.
Все с благоговением лобызали икону. В тот же день по благословению священников все начали строить храм, и в первый же день устроили три венца. На ночь святую икону и венцы оставили охранять стражу. Но утром следующего дня свершилось новое чудо - народ не узрел на месте ни иконы, ни венцов. Ночью икона невидимо неслышимо Ангельской силой перенеслась на 2 версты, на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою чудесно перенесены и начатый храм и сруб с бревнами, приготовленный для постройки храма, и даже самые щепы, - как будто перенесено незримо было само место.
На оном, окончательно избранном благодатном месте, угодном Царицей Небесной для пребывания Ее образа, и был достроен православными храм. Икону поставили в нем.
Устроенная в честь двунадесятого праздника - Успения Божией Матери деревянная церковь простояла 7 лет и сгорела от “свещи ночию”.
То же несчастье случилось, по воле Божией, и с вновь построенными храмами в 1390-м и 1395 годах.
В 1510 году, Великий Князь Московский Василий III Иванович повелел, по благословению Митрополита Московского Симона и Архиепископа Новгородского Серапиона на милосердно пожертвованные им средства, заложить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы:
“…повелением Василия Иоанновича поставиша церковь пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику и паперти нарядиша”.
Так было положено начало величественному Успенскому собору.
Строительство грандиозного возвышенного храма, свидетельствовало о глубоком, искреннем и богобоязненном отношении великих Государей Московских к небесной Защитнице земли Русской - Матери Божией. Эту любовь и благодарность к Пречистой Богородице правители Отечества нашего пронесли через всю свою жизнь и историю Государства Русского от времени Великого Князя Василия III Иоанновича (1505-1533 гг.) до Святого Государя Мученика Императора Николая II (1894-1918 гг.).

По воле Божией, после падения в 1454 году под ударами турок великой православной столицы Царьграда, возросло до необычайности значение Московского государства - последней надежды Христианского мира, не отпавшего в ересь латинства. Вот как писал о том в 1471 году Митрополит Московский Филипп:
“Разумейте, дети, царствующий град Константинополь и церкви непоколебимо стояли, пока благочестие в нем сияло, как солнце. А как оставил истину единился Царь и Патриарх Иосиф с латиною, да подписали папе золота ради, так и скончался безгодно свой живот Патриарх, и Царьград впал в руки поганых турок”.
По промыслу Божиему, за 70 лет падения Царьграда, признанного после уклонения Рима в ересь, второй Христианской столицей, святой образ Богоматери чудесно явился на Новгородской земле. Икона названная по месту обретения Тихвинскою в одночасье стала ярким символом избранности и подтверждением Русской духовной и государственной идеи - “Москва - третий Рим”.
Явление иконы невидимо перенесенной из Царьграда в Тихвин истолковывалось святыми старцами и иерархами Русской Церкви как один из небесных знаков избранности Руси и ее столицы Москвы, провозглашенной последним в истории человечества мировым центром Вселенского Православия.
Не случаен и выбор Царицей Небесной мирского владыки и устроителя каменного Успенского собора в Тихвине. По выбору самой Пречистой Девы, им стал сын верного ревнителя Православия - Государя Иоанна III Васильевича, рожденного 22 января, в день памяти Святого Апостола Тимофея, и получившего имя свое на шестой день, когда празднуется перенесение мощей Св. Иоанна Златоустаго. Младенец его и наследник был рожден 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, и получил имя Архангела Гавриила, Собор которого празднуется на следующий день. И лишь потом наследнику дано было имя Василий в честь деда - Василия II Темнаго (1425-1463 гг.), признававшего себя преемником павших от агарян православных Византийских Императоров.
Василий III Иоаннович (1505-1533 гг.), по свидетельству современников, “…поборол по Божьей церкви и по законе, и по всем Православном христианстве и по древнему благолепию”. Сей ревностный Государь в 1522 году получил от старца Псковского Елиазарова монастыря Филофей особое послание, в котором были и такие пророческие слова:
“...Святая Вселенская Церковь вместо Рима и Константинополя сияет светлее солнца в Москве. Два Рима пали, третий - Москва - стоит, а четвертому не быть. Все Христианские Царства пришли в конец и сошлись в одно Царство нашего Государя; все христианские Царства потопишася от неверных, только Царство одного нашего Государя благодатию Христовою стоит. Подобает Царствующему Великому Князю держать это с великим опасением и обращением к Богу, и уповать не на золото и богатство исчезающе, но на дающего всего Бога”.
С той самой счастливой минуты явления Пречистого образа и до наших дней к святой чудотворной иконе Пресвятой Владычице молитвенно обращаются за благословением и помощью в защите Отечества и просвещении языческих народов. Горячо молятся о мире, благополучии и здравии всеми любимого Государя и его семьи. Со времени чудесного явления иконы в Тихвине Пречистенский погост превратился в одно из любимейших мест великокняжеского, а затем и царского внимания, стал особым местом паломничества высших мирских владык и духовных иерархов.
Успенский собор, построенные на месте явления Тихвинской иконы был и остается наиболее значительным храмом, возведенным в XVI веке по Государеву указу. Образцом для его создания служил Успенский собор Московского Кремля, возведенный в 1475-1479 годы итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти и ставший, со времени правления царя Иоанна IV, храмом всея Руси. Строителями Тихвинского Успенского собора были “нарядчик” Дмитрий Сырков - представитель известной династии “гостей московских”, переселившихся в Великий Новгород в конце XV века, и итальянский мастер Фразин. По воле Божией, примерно в одно и то же время, они и были освящены; Успенский собор в Московском Кремле - по окончании стенной росписи, и каменный храм в Тихвине по окончании строительства. Сообщением об освящении двух великих святынь воздавалась хвала Богу за дарованную в июне 1514 года, после упорной борьбы победу над Литвой, увенчанную взятием Смоленска.
Великий князь Московский Василий III Иоаннович посетил храм в 1526 году и молился у чудотворного образа Тихвинской иконы “о здравии и о спасении, и чтобы Господь плод чрева даровал”. Годом ранее Митрополит Московский Даниил (1522-1539 гг.) и Собор 1525 года постановили во имя сохранения династии развести Василия III с супругой Соломонией Сабуровой. Прожив с нею 20 лет, государь не имел детей, и потому, желая иметь прямого наследника, пожелал жениться вторично. В 1525 году, с благословения Митрополита Московского Даниила, Соломония была против воли пострижена в монахини, а Василий III Иоаннович избрал в супруги племянницу литовского князя Михаила - Елену Васильевну, из княжеского рода Глинских, чей род шел от одного из сыновей Мамая, владевшим в Приднепровье городом Глинским.
После усердных молений пред иконой Пречистой в Тихвине, менее чем через 2 года царица “понесла”, разрешившись от бремени мальчиком - будущим первым Царем всея Руси Иоанном IV (1533-1584 гг.). Но государю, “искателю учительных монашеских бесед”, не суждено было долго пребывать в мире - перед кончиной он пожелал принять постриг. Брат его Андрей Иванович и боярин Михаил Воронцов старались не допустить этого. Митрополит Московский Даниил тогда сказал Андрею:
“Не будь на тебе нашего благословения ни в сей век, ни в будущий; хорош сосуд серебряный, а лучше позолоченный”.
Троицкий игумен Иоасаф совершил последнюю волю Великого князя - пострижение, дав умирающему имя Варлаама. Сыну его, вымоленному у Пречистой Госпожи Богородице, шел четвертый год. Супруга Великого князя Василия III Елена ушла вслед за мужем в 1538 году.
Эта история появления на свет Божий, вероятно, стала известна Иоанну. Иначе нельзя объяснить причину спешного приезда 17-летнего Государя в Успенский собор Тихвина на поклонения чудотворной иконе. Тем более что случилось это за несколько дней до торжественного на благо всей Руси венчания Иоанна Васильевича на Царство в Успенском Соборе Московского Кремля 16 января 1547 года.
Оное Таинство было совершено “…по древнему цареградскому чиноположению” с прибавлением миропамазания. Митрополит Московский Макарий возложил на Иоанна знаки царского сана - Крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, а затем золотую цепь Мономаха. После приобщения Святых Христовых Таин Иоанн был помазан миром. Так свершилось равенство пред императорами Священной Римской империи.
Государь совершил паломничество в Успенский собор Тихвина, как и его благочестивый родитель накануне (3 февраля 1547 года) браковенчания. Избранницей Иоанна была дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Видимо, решение вступить в брак с боярышней Анастасией Романовной Иоанн Васильевич принял, с одобрения Митрополита Московского Макария, 13 декабря 1546 года. Как повествует летопись, в тот год, когда Государю было 16 лет, среди ребяческих игр он, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да, как пишет историк В. О. Ключевский, “говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что Царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись”.
Совершенное вслед за оным поклонение Святому образу и испрошение милости и помощи у Царицы Небесной было необходимо еще и потому, что Иоанн искал прародительских обычаев: “…как прародители его, цари и великие князья и сродник его Владимир Всеволодович Мономах на Царство, на великое княжение садились”. В то время первым помыслом Иоанна при выходе из правительственной опеки бояр было, по особому внушению, принять титул Царя и Венчаться на Царство торжественным церковным обрядом. Это уподобляло Иоанна Васильевича Византийскому Императору, и воспринималось всем Православным народом и Христианским миром, как Божественное благословение.
Иоанн IV Васильевич, по словам историка Ключевского:
“…был первый из Московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем библейском смысле, Помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения”.
Иоанн первым из Государей Российских возвысил идею Царской власти. Он писал о себе: “Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению”.
Через 150 лет подтвердил и возвысил традицию преемственности Царской власти в России от Византии Государь Император Павел I Петрович (1796-1801 гг.). На коронации в Москве 5 апреля 1797 года, в первый день Светлого праздника Воскресения Христова Государь, прежде чем облечься в порфиру, приказал возложить на себя далматик - одну из царских одежд Византийских Императоров, сходственный с архиерейским саккосом (священной одеждой).
Была и другая причина прибытия в Успенский собор Тихвина государя Иоанна IV Васильевича - он смиренно брал у Взбранной Воеводе благословение на военный поход против Казани, задуманный двумя годами ранее, о чем Иоанн откровенно поделился со святителем Новгородским Феодосием. Покоряя язычников, Иоанн исполнял долг перед своим прадедом Василием II Васильевичем (1425-1462 гг.), который весной 1445 года, во время борьбы с армией казанских татар хана Улу-Махмета, был схвачен ими в плен. Великий Князь полагая, что безопасность временно обеспечена, возвращался в Москву встретить Светлое Христово Воскресение, но армия татарского хана напала на Василия II у города Юрьева и пленила его на долгие три месяца. Освободиться из неволи великий князь сумел лишь за огромный выкуп в 200 000 рублей. Потомки Василия Темного неоднократно пытались отплатить язычникам.
Отец Иоанна IV дважды, в 1506 и 1524 годах безуспешно пытался покорить басурман - пришел черед сына. Поход был задуман правнуком ровно через сто лет после унизительного пленения и выкупа Василия II. В апреле 1545 года войска Князя Василия Серебряного с ратями других воевод на стругах поплыли к Казани, но действуя без благословения, разрозненно, воеводы опустошили лишь окрестности татарской столицы. На том поход и завершился. Благоразумным было одно объяснение - покорить язычников и исполнить отеческий долг, обратясь за помощью к Владычице Богородице, было под силу только Православному Царю и Великому Князю Иоанну IV. С этим намерением Государь и прибыл в 1547 году в Успенский собор Тихвина.
Молитвы молодого Иоанна были услышаны Заступницей земли Российской - по прошествии 5 лет, в 1552 году, пала Казань под ударами Христолюбивого воинства. И по взятии ее, в трех верстах от города, на левом берегу реки Казанки, в месте погребения русских воинов, павших при осаде Казани, по указу Царя Иоанна IV Васильевича, был заложен Успенский монастырь - первый на территории завоеванного и присоединенного к России Казанского ханства. В 1560 году после затопления водами реки, монастырь - прообраз Тихвинского, был перенесен на вершину горы Зилант (Змеиная) и стал именоваться Зилантовым. Так, по промыслу Божиему, змий был повержен копьем христианских дружин, при помощи Пресвятой Владычице нашей Богородицы. Сие свершилось позже.
С 1560 по 1764 годы посад управлялся обителью, и был отделен от нее по разрушительному для русского монашества Указу Государыни Императрицы Екатерины II. По смерти грозного родителя его, все в государстве и именитые и простые люди со слезами на глазах молили Феодора Иоанновича венчаться на Царство и 31 мая 1584 года Феодор принял Царский венец.
В минуты грозящей Руси опасности, как это случилось в 1591 году, при появлении под Москвой крымского хана Казы Гирея, при общей панике и страхе, великий молитвенник - Царь Феодор был спокоен и невозмутим, ибо всегда полагался на заступничество Пресвятой Богородицы.
Царь Феодор Иоаннович скончался 7 января 1598 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
С блаженной кончиной Феодора Иоанновича - последнего Царя из династии Рюриковичей, прекращалось потомство Святого благоверного князя Александра Невского, сына его князя Даниила Московского и внука Иоанна Калиты.
Царь Феодор Иоаннович много сделал для украшения Тихвинской обители. Ко времени его царствования относились находившиеся здесь иконы и низкий двухъярусный иконостас. Службы в этой церкви совершались трижды в году - в мае, в праздник Вознесения Господня и в дни памяти Святого Феодора Стратилата (8 февраля и 8 июня по ст. с.). Церковь и придел первоначально имели ступенчатое покрытие и завершались главами с крестами.
Каждый входящий в монастырь под малой аркой Святых ворот, видел над головой изображение Тихвинской иконы Божией Матери, а в голубом поясе, окаймляющем ворота, крупную прекрасную золотую вязь: “Благодатию Христовою и благоволением пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии и тоя помощью”. Под сенью большой арки Святых ворот, с изображением Вознесения Господа были представлены Святой Феодор Стратилат и Святой Николай Чудотворец. Надпись в дуге гласила: “Повелением же царя и Великого Князя Иоанна Васильевича всея Руси. Начало и устроение бысть монастырю сему в лето 1560 февраля в 12 день”.
После проникновенной, горячей речи Патриарха Иова прославлявшей Бориса, Собор единодушно постановил - “бить челом Борису Феодоровичу и кроме него никого на государство не искать”.
21 февраля, после многих упрашиваний, угрожаемый отлучением от Церкви, Борис согласился исполнить просьбу земских людей. 30 апреля Борис Годунов переехал из Новодевичьего монастыря в Кремль и поселился с семьей в Царском Дворце.
1 сентября, в день новолетия - нового года, Борис Годунов Венчался на Царство. Во время Святого Таинства венчания на Царство Русское влиянием радостного чувства, у осторожного и сдержанного Бориса вырвались слова, поразившие современников: “Отче, великий Патриарх, Иов! Бог свидетель сему, никтоже убо будет в моем царствии нищ, или беден!” Тряся за ворот сорочки, Царь прибавил: “и сию последнюю разделю со всеми”.
Первые годы царствования Бориса Годунова (1598-1605 гг.) были продолжением царствования блаженного Феодора Иоанновича. Современники благодарили Царя, говоря, что “он цел благолепием, видом и умом всех людей превзошел; муж чудный и сладкоречивый, много устроил он в Русском государстве достохвальных вещей, ненавидел мздоимство, старался искоренить разбои, воровство, кормчество, но не мог искоренить, был светлодушен и милостив и нищелюив!”
tixv1.jpg 13 (26) апреля 1605 года Борис Годунов был призван Господом на Суд Божий. Незадолго до своей кончины, Государь принял схиму (последний Государь сие свершивший). По смерти его Москва присягнула сыну Государя - Феодору, которому отец постарался дать возможно лучшее воспитание, и которого все современные свидетельства осыпают большими похвалами. Но молодой Царь, после самого малого царствования, вместе с матерью погиб насильственной смертью. Царевна Ксения - дочь Годунова, отличалась красотой, и потому была оставлена в живых для потехи самозванца. Позднее, она постриглась в монахини и умерла в 1622 году. Так, по воле Божией, за непослушание Царю народ лишился помазанника Божия, а сам избранный, за дерзость лишился своего народа и Трона. Так угас Царский род Годуновых.
Во время Великой Отечественной войны, когда город оккупировали германские войска, Тихвинскую икону перевезли в Псков. В 1944 году чудотворный образ приняла православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез святыню в США. Икона была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго.
После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу. Архиепископ Иоанн завещал отцу Сергию передать святыню в Тихвинский монастырь после его возрождения.
В январе 2004 года в ходе переговоров Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 20 июня святыня покинула Чикаго: она была доставлена в Ригу, а затем - в Москву и затем вернулась в родную обитель.



Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz