Земля Полотская

«Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.6,12), - обещал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам.
И вот уже две тысячи лет сбываются эти святые слова в жизни тех людей, которые берут свой крест и следуют за Христом.
Подвижники благочестия еще здесь на земле получают от Бога награду – любовь, радость, мир.
Свет Божией благодати, воссиявший в душах святых, проходит сквозь века. Молитвы праведников помогают нам в многоскорбной земной жизни, поддерживают, укрепляют, наставляют, утешают. А их творения – благолепные храмы и обители – непоколебимо стоят как молчаливые свидетели «блаженной вечности среди мира временного» (Из акафиста «Слава Богу за все»).

Милостью Божией побывала в древнейшей святыни нашего Отечества – Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Монастырь был основан в начале ХII века святой княжной Евфросинией, имя которой стало известным далеко за пределами Полоцкой земли и память которой почитается верующими во всем мире.

Полоцк возник у впадения реки Полоты в Западную Двину, где издавна обитало племя полочан, входившее в большой восточнославянский племенной союз кривичей. Через эти земли пролегал путь "из Варяг в Греки".

Спасский монастырь Уже в VIII веке здесь велась торговля с арабами, а позднее начались оживленные торговые отношения со Скандинавией и островом Готландом. Свидетельством этому являются скандинавские саги, в которых постоянно упоминается Полоцк.

Полоцк (Полотеск, Полотьск, Полтеск) впервые упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом в связи с раздачей Рюриком городов своим вассалам (дружинникам).

В Лаврентьевской летописи сказано: "И прия класть Рюрикъ, и раздая мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бело-озеро. И по темъ городомъ суть находници варязи, а перьвии насельници... въ Полотьски кривичи...".

святая княжна Евфросиния
Варяги хорошо знали Полоцк и неоднократно в нем были как "гости" (купцы). В скандинавских сагах о Полоцке говорится как o сильном владении, имевшем своего князя Паллтеса.

Город возник на реке Полота, отсюда и его название. С наименованием этой реки, притока Западной Двины, связывает древнерусский летописец также происхождение названия "полочане", которые поселились в Верхнем Подвинье, образовав самостоятельное племенное "княженье".

Оживленные связи Полоцка с другими странами способствовали распространению христианства в Полоцком княжестве задолго до крещения Руси.
Полоцк явился колыбелью православия для всей земли кривечей, названной впоследствии Белой Русью. Именно здесь находятся истоки самобытной национальной школы храмостроительства, просвещения и учительства.

Западная Двина В Х столетии Полоцк занимал четвертое место в иерархии древнерусских городов после стольного Киева, Чернигова и Переяславля. Город Изяславль. Место ссылки Рогнеды и ее сына Изяслава.
В 980 году князь Владимир Святославич, будучи язычником, завоевывает Полоцк, убивает княжившего там Рогволда. Победитель насильственно взял себе в жены дочь Рогволода Рогнеду. Непокорная Рогнеда покушалась на жизнь Владимира, но неудачно.
Киевский князь, посоветовавшись с боярами, решил "воздвигнуть отчину" Рогнеды, куда она была отправлена со своим сыном Изяславом Владимировичем. Рогнеда основала монастырь, приняв монашество с именем Анастасии.
Судя по летописным свидетельствам, Рогнеда стала первой монахиней в пределах восточнославянских земель.

При разделении в 992 году князем Владимиром земель между двенадцатью сыновьями его старший сын от Рогнеды Изяслав становится владетельным князем полоцким.
Ко времени его правления относится и учреждение в Полоцке первой епископской кафедры.
В XI веке легендарный полоцкий князь Всеслав Брячиславич, получивший прозвище Чародей, который упоминается в "Слове о полку Игореве", окончательно порвал с Киевом и стал полностью самостоятельным. При нем Полоцкое княжество вступило в полосу расцвета. Экономический и политический взлет Полоцкой земли сопровождался значительными достижениями в области культуры.

В частности, в середине XI века на крутом берегу Западной Двины был построен величественный Софийский собор. Это был третий в землях Древней Руси храм, освященный во имя Святой Софии Премудрости Божией. Подобные соборы имелись только в Киеве и Новгороде.

купола Софийского собора При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим. макет Софийского собора

Праправнучка равноапостольго Владимира княжна Евфросиния (в миру Предслава), родилась около 1101-1108 года всемье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Рано постигнув грамоту, Предслава полюбила читать Священное Писание, уединяясь в своей девичьей светелке.
В возрасте 12 лет родители собирались выдать ее замуж (намечавшийся брак явно носил династический характер), но дочь решительно отказалась, уже тогда задумав посвятить себя служению Богу, и вскоре тайно ушла в монастырь, настоятельницей которого была вдова ее дяди Романа Всеславича. Приняв постриг с именем Евфросинии молодая инокиня стала жить в небольшом помещении – "голубце" – при Софийском соборе. Дни проходили в молитвах, постах, ночных бдениях, чтении богослужебных книг.
Евфросиния продолжая много читать, изучила, очевидно, греческий язык, став со временем одной из образованнейших женщин Древней Руси. Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи.

Через малое время явился ей во сне ангел и привел ее к месту, именуемому Сельцом и сказал ей: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть, потому что Бог через тебя многих приведет к спасению!» Евфрасиния ответила: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!"
Той же ночью явился епископу Илии Ангел Господень и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святаго Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное, восходит ее молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святый на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие ее просияет пред Ангелами Божиими».
Епископ же встал вскоре со страхом и трепетом и пришел к ней.
Евфросиния же, увидев его, поклонилась ему и молвила: «Благослови, владыко святый».
Он же произнес: «Бог да благословит тебя, чадо, и даст тебе терпение и силу на всех врагов видимых и невидимых».
Она же, поклонившись, сказала: «Аминь. Да будет мне по слову твоему, владыко святый».
И сказал ей епископ: "Церковка Святаго Спас на Сельце, где братья наши лежат, прежде нас бывшие епископы; если Бог поможет молитвами их трудам твоим, будет то место великим».

И был там воздвигнут девичий монастырь.

Евфросиния принесла с собой на новое место жительства только книги и три хлеба, но она уповала на помощь Божию, которая и явилась вскоре.
С первых дней бытия Спасского монастыря здесь создается библиотека, в основу которой легли собственноручно переписанные Преподобной книги, в первую очередь - богослужебные.

Спасский собор фото 2007г Была учреждена небольшая школа, где "на всяк день учаше терпению, воздержанию… душевней чистоте и бестрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старейших – молчати, мудрейших – послушати, ко старейшим – покорение, к точьным и меньшим – любовь без лицемерия; мало вещати я множайшее разумети".

Памятник Преподобной в Полоцке

Став игуменьей новооснованного монастыря, Евфросинья Полоцкая решила вместо старой деревянной церкви возвести новую, каменную. По совершенству своей художественной композиции, по прочности рассчитанных конструкций Спасский храм Евфросиньевского монастыря - вершина архитектурной мысли Полоцкой земли и один из великолепных памятников архитектуры домонгольской Руси, Он сделан одним из талантливейших зодчих - полоцким архитектором Иоанном".

С изысканным художественным вкусом был оформлен интерьер церкви.
Стены ее украшали замечательные фрески, написанные неизвестными полоцкими художниками XII века.

Ученые считают, что одна из этих поразительных по красоте и изяществу дошедших до нас фресок весьма напоминает облик самой Евфросиньи Полоцкой.
Ее стараниями была устроена не только женская обитель и храм в честь Преображения Господня, сохранившиеся до наших дней, но и мужской монастырь, и церковь в честь Пресвятой Богородицы, не дошедшие до нас.
Для последнего храма в 1169 г. ей была выписана из Константинополя копия Эфесской чудотворной иконы Божией Матери, восходившей к письму св. ап. Луки.

Преподобная Евфросиния В 1239 г. Полоцкая икона Богородицы (именуемая еще Корсунской, память 9 октября) была вывезена дочерью одного из последних полоцких князей при заключении брака с блгв. князем Александром Невским. Тогда чудотворный образ был поставлен в соборном храме г. Торопца, важного западного форпоста Новгородского княжества.
В настоящее время эта икона находится в запасниках Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

 фреска  Спасской церкви

Задумала Преподобная Евфросиния подарить Спасскому собору уникальную реликвию, ковчег для хранения христианских святынь и не пожалела ни средств, ни времени, ни сил.
Напрестольный крест, изготовил ювелир Лазарь Богша в 1161 году.
Являясь "мощевиком", крест содержал в специальных углублениях великие святыни -- кровь Христа, частицу Креста, на котором он был распят, фрагменты камня от Гроба Господня и Гроба Богоматери, частицы мощей мучеников за веру -- архидиакона Стефана, Дмитрия Солунского и целителя Пантелеимона, которые прп. Евфросиния выписала из Константинополя.

На кресте среди эмалевых ликов мастер изобразил трех святых, имеющих отношение к семейству заказчицы: Евфросинию, Георгия и Софию. Софией звали мать Предславы-Евфросинии, Георгий - крестильное имя ее отца, князя Святослава Всеславича.
Крест был сделан из кипарисового дерева и имел шестиконечную форму. По лицевой и обратной стороне его покрывали золотые, а по бокам - серебряные пластины. Золотые пластины были украшены тончайшими эмалевыми ликами святых, орнаментом, драгоценными камнями, а по периметру креста - изумительной нитью крупного жемчуга. По бокам креста шла пространная надпись, своего рода целая грамота, содержащая дату изделия (1161 год), имя заказчицы и страшное проклятие тому, кто осмелится посягнуть на эту святыню, вынести крест из Спасо-Евфросиньевского монастыря: "Да не изнесется из монастыря никогда же...
Аще кто ослушается и знесеть (крест) из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущем".

На задней стороне креста мелкими буквами было вырезано имя Лазаря Богши - мастера, сделавшего крест, а также сумма, затраченная на его изготовление- 140 гривен! Именно в такую сумму обошелся он Евфросинье Полоцкой. По тем временам это были огромные деньги - подобную сумму годового налога смоленский князь получал с отдельных областей.

Трагически сложилась судьба этой уникальной национальной реликвии.

До середины ХIII века напрестольный крест хранился в Спасском соборе Евфросиньевского монастыря. Около 1263 года, когда Полоцк был включен в состав Великого княжества Литовского, смоленские войска, захватившие Полоцк, перенесли святыню в Смоленск, чтобы эта реликвия не досталась врагу.
До начала ХVI века крест хранился в Смоленске. Только после взятия Смоленска в 1514 году великий князь московский Василий III перевез крест Евфросинии Полоцкой в Москву.

Во время Ливонской войны Иван Грозный, собираясь в поход на «безбожную Литву», вспомнил, что видел как-то в своей царской казне необычайно красивый «крест Полоцкий».
Вспомнил он и о заклинании Евфросинии: «Да не изнесеться из монастыря никогда...»
Царь, как сообщается в Никоновской летописи, велел тот крест обновить и дал клятву вернуть крест на прежнее место, как только отвоюет у Великого княжества Литовского Полоцк.

В 1563 году Полоцк был взят штурмом и крест вернулся в Спасский собор Евфросиньевского монастыря. Реликвию решили оставить в Полоцке, хотя война с Польшей продолжалась. Однако все-таки нашли благоразумным перенести ее в более надежное место. В напоминающем крепость Софийском соборе крест Евфросинии Полоцкой спрятали в нише, которую наглухо закладывали во время вражеского нашествия.

В 1579 году Полоцк был захвачен Речью Посполитой, а в Евфросиньевском монастыре вплоть до 1820 года обосновались иезуиты.
Что касается Софийского собора, то он несколькими годами позже перешел к униатам. Крест находился в Полоцкой Софии до упразднения церковной унии в первой половине XIX века.

В 1841 году архиепископ Полоцкий и Витебский Василь Лужинский решил везти крест Евфросинии в столицу России, чтобы собрать деньги на реставрацию православных церквей воссозданной епархии.

В Москве крест был установлен в Успенском соборе Кремля. Здесь с 5 часов утра до 10 вечера возносились молитвы. Считалось, что крест Евфросинии Полоцкой исцеляет от всех болезней. По ночам реликвию возили по домам знатных вельмож и богатых купцов на водокрещение. В первопрестольной архиепископу Василю Лужинскому удалось собрать более четырех тысяч рублей ассигнациями. Из Москвы крест перевезли в северную столицу, в Казанский собор.
Поскольку вести о святыне достигли Петербурга намного раньше, чем была доставлена она сама, то здесь собрали даже большую сумму, чем в Москве.

Только веской 1842 года крест Евфросинии вернулся в Полоцк. 23 мая 1842 года реликвия была торжественно возвращена в Спасский собор Евфросиньевского монастыря.

С 1928 года это уникальное произведение древнерусского прикладного искусства экспонировалось в городе Минске в Белорусском государственном музее.
Накануне Второй мировой войны его отправили в Могилев, где оно хранилось в здании бывшего Земельного банка.
В 1941 году крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез.

По благословению митр. Филарета Патриаршего Экзарха всея Беларуси крест прп. Евфросинии был восстановлен мастером Николаем Кузьмичом.

Воздвиженский храм В 1994 году белорусские паломники во главе с Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Филаретом привезли из Иерусалима частицу Древа Господня, камешки от гроба Христа и гроба Божьей Матери, а кипарисовое основание будущего креста было освящено Филаретом на гробе Господнем. Все это было передано М.Кузьмичу для выполнения заказа.

27 сентября 1997 года в день большого христианского праздника Воздвижения Креста Господня материальный образ народной святыни был доставлен на родину Евфросинии, в столицу нашей первой державы — древний Полоцк. А 6 декабря крестный ход перенес воссозданную реликвию на место, определенное ей некогда преподобной Евфросинией Полоцкой, — в Спасский храм.
Преподобная Евфросиния

Шли годы. На склоне лет Евфросиния Полоцкая решила совершить паломничество в Константинополь и Иерусалим помолиться о родной земле и о своих соотечественниках в святых местах.
Оставив подробный устав и управление двумя монастырями своей родной сестре Гордиславе-Евдокии, Евфросиния в сопровождении своего двоюродного брата Давида и другой сестры Звениславы-Евпраксии направилась сначала в Константинополь, где была с великими почестями принята византийским императором и патриархом. Из Константинополя Евфросиния проследовала в Палестину. Паломничество это было пешим и потому многотрудным. В Иерусалиме Евфросиния Полоцкая вознесла молитвы у Гроба Господня и обошла все святые места в окрестностях Иерусалима. Было у нее сильное желание окончить жизнь свою в Святой Земле.

Во время пребывания в Иерусалиме весной 1173 года она занемогла и после непродолжительной болезни, по причащении Святых Тайн, скончалась.
Погребена она была в монастыре Преподобного Феодосия близ Иерусалима.

После ее смерти святость ее признали как русская православная, так и католическая церковь. Однако значительно раньше полочане, узнав о смерти Евфросинии и не дожидаясь официальной канонизации, признали ее святой и начали праздновать день ее памяти 23-мая (в этот день умерла Евфросиния Полоцкая).

Через четырнадцать лет нетленные мощи Святой Игуменьи земли белорусской были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, где покоились семь веков. В 1910 году, после неоднократных ходатайств полочан, мощи Преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк.
Но недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению народного комиссариата юстиции РСФСР, 13 мая 1922 года рака с мощами Евфросинии была реквизирована и вместе с другими реликвиями обители отправлена в Москву на выставку, а оттуда в Витебск, в местный краеведческий музей, где ее держали в качестве экспоната.

В октябре 1943 года верующим удалось вернуть мощи Святой Евфросинии в ее обитель.
Жизнь в монастыре возобновилась, но в 1960 году его закрыли вновь. Возрождаться Спасская обитель стала лишь в 1990 году.

серебрянная рака Сейчас в уникальной Спасской Церкви ведутся реставрационные работы, поэтому рака с мощами одной из первых женщин, канонизированных на восточнославянских землях, находится в самом большом храме обители — во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. напрестольный крест Евфросинии

Около четырех лет понадобилось выпускнику Минского художественного училища имени Глебова брестскому мастеру-эмальеру Николаю Кузьмичу на воссоздание утраченной в 1922 году оригинальной гробницы Преподобной Евфросинии.

Каким же языком, братия, надлежит мне почтить светозарную память преблаженной невесты Христовой Евфросинии?
Была она помощницей обиженным, скорбящим - утешением, нагим - одеянием, больным - посещением, и просто сказать, - для всех была всем.
Евфросиния сердце свое напоила Божией Премудростью. Евфросиния - неувядающий цвет райского сада; Евфросиния - небопарный орел, воспаривший от запада до востока; словно солнечный луч, просветила она землю Полотскую.
Славится Солунь святым Димитрием, Вышгород - мучениками Борисом и Глебом.
Я же хвалу воспеваю: блажен и ты, град Полотск, взрастивший таковую отрасль - преподобную Евфросинию.
Блаженны люди, живущие в городе том, блаженны родители твои, блаженна утроба, из которой вышла преподобная госпожа Евфросиния, блаженно рождение ее, блаженно воспитание ее, блажен и возраст ее, Евфросинии достохвальной.
Блажен труд твой и подвиги во славу Божию, блажен и монастырь твой, блаженны и живущие в монастырях Святаго Спаса и Святой Богородицы, блаженны и люди, послужившие тебе.
Но, о преблаженная невеста Христа Богла нашего, молись Богу о стаде твоем, что совокупила во Христе, ибо Тому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Наверх
карта сайта
На главную страницу
Hosted by uCoz