Святитель Петр Цетиньский Чудотворец

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 19-20 апреля 2000 года, было установлено празднование Собора Санкт-Петербургских святых в неделю третью по Пятидесятнице.
В число Петербургских святых включен и святитель Петр Цетиньский, бывший черногорским митрополитом в 1784-1830 гг.


Память 18/31 октября и в неделю третью по Пятидесятнице

Будущий святитель родился в сентябре 1748 года (по другим данным - в апреле 1747) в Негушах, от набожных родителей Марка Петровича и Ангелины, урождённой Мартинович. Брат его деда Дамиана - знаменитый владыка Даниил - первым из семьи Петровичей-Негошей стал черногорским митрополитом. После смерти Даниила в 1735 году его преемником стал дядя св. Петра - Савва, и с тех пор митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в семье Петровичей, переходя от дяди к племяннику.
Святитель Петр Цетиньский Чудотворец В 1758 году владыка Савва выбрал себе в преемники своего десятилетнего племянника, прозрев в нем будущего святителя и народного вождя. Призвав его к себе, он сказал: "Прииди сыне ко мне, благодать Всевышнего да почиет на тебе, яко быти тебе народу и отечеству твоему во всем полезну. Со мною же и народ наш возлагает отсель на тя надежду ради своего благополучия. Преблагий Господь да поможет ти быти крин украшаящий горы сия".
Живя в Цетиньском монастыре, будущий Святитель учился книжной премудрости под руководством митрополита Саввы и своего наставника инока Даниила. В двенадцать лет он был пострижен в монахи с именем Петр (мирское имя его осталось неизвестным), а в семнадцать - рукоположен в иеродиакона.
В 1765 году соправитель и двоюродный брат владыки Саввы митрополит Василий отправился в третий раз в Россию за помощью для Черногории и взял с собой иеродиакона Петра для продолжения образования. Но учение продолжалось недолго. 10 марта 1766 года митрополит Василий умер в Петербурге и его племянник был вынужден вернуться домой.

Здесь он стал ближайшим помощником митрополита Саввы, который рукоположил его в иеромонаха, а вскоре сделал его архимандритом. В 1768 году в Черногории появился самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом спасшегося русского царя Петра III. Князь Долгорукий, посланный из Петербурга его разоблачить, посчитал полезным для интересов России утвердить Степана Малого правителем Черногории. В 1773 году Лжепетр был убит своим слугой-греком, подкупленным скадарским пашой. После его смерти в Черногории настали смутные времена и владыка Савва (отодвинутый в тень во время правления Степана Малого) отправляет архимандрита Петра в Россию за помощью. Эта поездка не имела успеха, так как Екатерина II не захотела принять его.

В 1781 году умер столетний митрополит Савва и его преемником стал другой его племянник, нелюбимый в народе Арсений (Пламенац), замещавший владыку во время правления Степана Малого. Через три года он умер и на черногорский престол всем народом был выбран архимандрит Петр.

13 октября 1784 года в соборной церкви в Сремских Карловцах св. Петр был рукоположен сербским митрополитом Моисеем (Путником) в митрополита Черногорского, Скендерийского и Приморского 13 октября 1784 года в соборной церкви в Сремских Карловцах св. Петр был рукоположен сербским митрополитом Моисеем (Путником) в митрополита Черногорского, Скендерийского и Приморского.

Получив грамоту о рукоположении, Святитель выехал через Вену в Россию, по приглашению своего знакомого сербского происхождения генерал-майора С.Г.Зорича. Еще из Вены Св. Петр писал всесильному князю Потемкину, прося устроить аудиенцию у императрицы. Но Потемкин велел выслать нового черногорского митрополита из России спустя три дня после его приезда в Петербург. Узнав позднее об этом, Екатерина II просила его вернуться, но Св. Петр решил никогда больше не приезжать в Россию, хотя и сказал посланным: "Прошу Её Величество знать, что я всегда буду предан русскому царскому престолу".

Пока владыка Петр был за границей, скадарский паша Махмуд Бушатли в 1785 году напал на Черногорию и сжег Цетиньский монастырь, на обратном пути опустошив Приморье. Митрополита по возвращению встречали разорение и голод. К счастью, с собой владыка привез картофель, неизвестный до тех пор в Черногории, и это спасло многих черногорцев от голодной смерти.

С первых шагов на родной земле в новом сане, святитель стал бороться с обычаем кровной мести, который был настоящим бичом в Черногории. Целые семейства погибали из-за взаимной вражды, многие из страха за свою жизнь даже бежали в Турцию, где принимали ислам. Святой Петр, где уговорами, где угрозой проклятия мирил поссорившиеся семьи.

В 1796 году Махмуд-паша Бушатли вновь напал на Черногорию. 1 июля на скупщине в Цетинье главари всех племен подписали договор, названный "Стега" ("Сплочение"), в котором поклялись помогать один другому и "пролить кровь свою за христианскую правую веру". 11 июля у селения Мартиничи черногорцы под предводительством своего владыки разбили турок. Сам Махмуд-паша был тяжело ранен. Св. Петр оценил эту победу как "чудо от самого Господа Бога совершившееся, которому славу и хвалу приносим".

Но поражение не научило Махмуда-пашу, который в сентябре того же года снова вторгся в Черногорию. 22 сентября 1796 года у села Крусы черногорцы в упорном бою, длившемся весь день, вновь разгромили турок, а Махмуд был убит и голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.

Победы при Мартиничах и Крусах открыли новую страницу в истории Черногории, которая добилась фактической независимости. Изменилось отношение к черногорцам и у российских императоров. Получив известие о победе над турками, императрица Екатерина II (незадолго до своей смерти) наградила Св. Петра орденом Св. Александра Невского с бриллиантами, который был послан в Цетинье уже Павлом I вместе с Георгиевскими крестами для отличившихся. В 1799 году этот российский император, ценивший черногорцев за рыцарство, назначил ежегодную субсидию для Черногории.

В 1797 году пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье (Бока Которская и Будва) отошли к Австрии. Это вызвало смятение среди жителей приморских городов, которые обратились к св. Петру за помощью. Владыка посетил Будву и ее окрестности Браичи, Побори, Майну и установил там гражданское правление.

Появившийся вскоре австрийский генерал Бради поставил над православными Боки другого владыку. Австрийцы хотели захватить монастырь Майна (давнюю резиденцию черногорских митрополитов), чтобы превратить ее в свою крепость. Но народное вече, созванное св. Петром, не позволило им это сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Майна и Станевичи и получили такой ответ: "Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь".

18 октября 1798 года на скупщине в монастыре Станевичи был принят первый законник, названный впоследствии "Законник Святого Петра I". (Вторая часть этого законника была принята на скупщине в Цетинье 17 августа 1803 года). Начинавшийся словами "Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа" законник состоял из 33 пунктов (по числу земных лет Спасителя) и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием Креста, Евангелия и мощей Св. великомученика Пантелеймона. В 1798 года св. Петр учредил первое черногорское правительство "Кулук".

В 1804 году недруги Петра I оклеветали его перед русским императором Александром I, который послал в Черногорию графа Марка Ивелича (уроженца г.Рисан в Боке Которской) и черногорского посланника при русском дворе архимандрита Стефана Вучетича (хотевшего занять место владыки). Ивелич и Вучетич привезли с собой письмо Священного Синода, который выдвигал против митрополита и его секретаря Долчи тяжкие обвинения и требовал явиться ему на суд в Петербург. Но черногорцы встали на защиту своего архиерея и, собравшись в Цетинье 1 мая 1804 года на Скупщину, написали письмо русскому царю, в котором отвергли несправедливые обвинения против св. Петра и просили царя прислать другого посланника, русского происхождения, чтобы он мог беспристрастно во всем разобраться. Новый русский посланник в Боке Маузерский убедился в ложности обвинений против святителя. 16 августа 1804 года митрополит Петр и черногорские старейшины поклялись на верность России. Добрые отношения между двумя странами были восстановлены, что было важно для них перед надвигающейся опасностью со стороны наполеоновской Франции.

В 1805 году Австрия уступила Франции по Пресбургскому договору Боку Которскую. Жители Боки, не согласившись на французскую оккупацию, послали за помощью к митрополиту Петру в Цетинье и русскому адмиралу Д.Н. Сенявину на остров Корфу. В феврале 1806 году русские корабли и черногорские отряды заняли Будву и города Боки. В Савином монастыре в г. Герцег-Нови св. Петр (в присутствии русского посла Степана Санковского, генерала графа Ивелича и командира отряда русских судов) освятил новые флаги бокезских городов.

Весной 1806г. Сенявин с моря, а Петр I с суши заперли французов в Дубровнике. 25 мая и 5 июня русские и черногорцы одержали победы над наполеоновскими войсками у этого города. В сентябре 1806г. соединенные отряды русских (под командованием генерала Попандопуло) и черногорцев (под предводительством владыки) разбили маршала Мармона (которому помогал боснийский визирь). Был взят в плен французский генерал Бове. 26-27 ноября 1806 года адмирал Сенявин захватил остров Корчулу. В этом сражении особо отличился брат митрополита Савва, награжденный русским орденом Св. Георгия 4 степени. Самому Петру I император Александр I пожаловал белый клобук с алмазным крестом.

Совместные успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту св. Петра о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. С этим предложением он обратился в 1806г. к русскому царю. Но поражение русских войск под Фридландом 2 июня 1807г. привело к Тильзитскому миру, по которому Александр I уступил Боку Которскую Наполеону.

Черногорцы остались один на один в своей борьбе с французами. В 1808г. маршал Мармон отнял духовную власть над православными Боки у Петра I и передал ее своему ставленнику Бенедикту Кралевичу. В августе 1808г. 10 тысяч французов под командованием генерала Клоузера предприняли экспедицию в горы, но были разбиты черногорцами. (Этим событиям посвятил свое стихотворение "Бонапарт и черногорцы" А.С. Пушкин). В 1812г. черногорцы одержали победу при Скадаре над союзниками французов - турками. А в сентябре - октябре 1813г. Петр I с помощью английского флота овладел всей Бокой. 27 декабря 1813г. генерал Готье сдал последний оплот французов - Котор. На скупщине в бокезском селении Доброта было принято решение о присоединении Приморья к Черногории.

В 1814г. Петр I обратился к Александру I принять соединенные Черногорию и Боку под покровительство России, но император просил черногорцев оставить Боку, перешедшую к Австрии по решению Венского конгресса. И Святитель, скрепя сердце, подчинился воле царя. 1 мая 1815г. черногорцы покинули Котор, лишившись с таким трудом завоеванного выхода к морю. В конце 1899г. великий князь Константин Константинович, побывавший здесь, в своих стихах так охарактеризует эти события:

...В ту пору чуждые народы
Русь избавляла от цепей,
Мы блага мира и свободы
Им расточали все щедрей;
И только братьи соплеменной
Единоверная страна
Державе алчной и надменной
В угоду нами ж отдана...
Где кровь твоя лилась ручьями,
В сердца твоих прибрежных сел
Вцепился жадными когтями
Двуглавый Австрии Орел...


Лишь после первой мировой войны Которская бухта вернётся под сербское правление, а в 1920г. здесь вновь появятся русские корабли, но уже с остатками армии Врангеля и русскими беженцами.)

Вскоре для Черногории настали тяжелые времена. Австрийцы часто закрывали для черногорцев доступ в Котор, через который шло снабжение продовольствием, а Александр I не выдавал установленную его отцом ежегодную субсидию. Население постоянно увеличивалось за счет бежавших из Герцеговины от турецких притеснений православных семейств. В 1817 году наступил страшный голод, продолжавшийся несколько лет. Часть черногорцев, спасаясь от голода, поступила на австрийскую военную службу; многие пытались самостоятельно переселиться в Россию. В 1822 году голод повторился вновь.

Но, несмотря на тяжелые испытания Св. Петр продолжал собирание сербских земель. В 1820 году к Черногории был присоединен освободившийся от турецкого ига район реки Морача с задушбиной династии Неманичей - прекрасным Успенским Морачским монастырем.

Взошедший в 1825 году на русский престол Николай I повелел выдать задержанную с 1814 субсидию Черногории (за все годы). Помощь из России помогла черногорцам пережить голодный 1830 - последний год жизни владыки.

Вечером 17 октября 1830 года (накануне дня Св. Луки) Петр I призвал своего секретаря Симу Милутиновича и продиктовал ему свое завещание черногорцам. В нем он назначил своим преемником своего племянника Радивоя (Раде) - будущего великого черногорского поэта Петра II Негоша. Заканчивалось завещание такими словами:
"Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей."
(перевод П.А. Кулаковского, 1896г.).
На следующий день, - 18 октября, на 81 году жизни и 46 году архипастырского служения, Святой Петр тихо отошел к Богу без болей и смертных мук, окруженный старейшинами черногорских племен, которым он давал последние наставления.
"Молись Богу и держись России" - сказал он своему юному племяннику перед смертью. Над его гробом на Вельем гумну перед монастырем старейшины поклялись жить в единстве и подчиняться его преемнику. Святитель был похоронен в монастырской церкви.

Ровно через 4 года - 18 октября 1834г. - по повелению Петра II был отворен гроб и открыты нетленные мощи святителя. Тогда же он был причислен к лику святых, а его мощи положены в открытом ковчеге в церкви монастыря. Тропарь и кондак были написаны сразу после прославления. Службу и краткое житие написал митрополит Сербский Михаил (отпечатаны в Москве в 1895г.).

В честь Цетиньского чудотворца стали воздвигаться храмы. Одной из первых стала церковь на вершине Ловчена, построенная в 1844г. Петром II, в которой он завещал себя похоронить. (Эта церковь, обновлённая в 1920-х гг. по проекту русского архитектора Краснова, была разрушена коммунистами в июле 1972г., и вместо неё был сооружён языческий мавзолей. С этим кощунственным актом верующие люди связывают последовавшее вскоре катастрофическое землетрясение 1979г., эпицентр которого находился в Черногории.) И в наши дни в Прчани близ Котора строится храм св. Петра Цетиньского (наподобие Ловченского), а в далекой Германии, в Дортмунде местные православные сербы освятили часовенку в его честь.

Насколько черногорцы при жизни св. Петра боялись его чудотворных слов и клятв, настолько, и даже более того, они опасались сделать что-то, что ему было бы не по душе, теперь, когда он стал ближе к Богу. Он видит, знает и всегда будет следить за тем, живет ли его народ в вере и любви, согласии и уважении. И как при жизни, он и теперь остался добрым людям помощником, а злым - укорителем и наказателем. Всегда помнилось и помнится до сих пор каждое его благословение и проклятие. То, что он благословил – осталось благословенным, что проклял - никогда не имело благополучия. Народ говорит о нем:
"Святой апостол Петр в Риме трижды отрекся от Христа, а наш святой Петр, что в Цетинье, - ни единожды".
И часто взывают:
"Помоги, святой Петр!", - потому что он - плоть от плоти нашей, заступник наш надежный пред Богом и похвала всей Церкви Божией.
Не осталось тайным, что всю свою жизнь, независимо от мирских обязанностей, святитель Петр оставался великим постником и молитвенником; он до самой смерти неизменно жил в полумрачной келии, рядом с монастырским храмом.
Мало кто видел его смеющимся или много говорящим. Обычно он был углублен в Богомыслие и молитву, занят попечением о своей пастве. Кто бы из болящих не приходил к нему, после того, как владыка читал над ним молитву, редко кто не получал исцеления.

Чудеса св. Петра Цетиньского:

Однажды арнауты (албанцы), собравшись в большом количестве, напали на черногорское село Салковину, где было очень мало защитников. В решающий момент сражения, когда арнауты кинулись на черногорцев всеми силами и последним грозила неминуемая гибель, впереди черногорцев появился всадник на белом коне. Один из албанцев подскочил к нему и дважды выстрелил в него, но всадник остался невредим, а из него ударило зеленое пламя, от которого арнаут побежал, крикнув своим: "Напрасно биться, когда перед черногорцами св. Петр". За ним бежали и остальные албанцы. После этого события, когда переменяли одежды на святом, башмаки его оказались полны песку. Значит, он действительно выходил из гробницы.

17 октября 1888 года (накануне дня св. Петра Цетиньского) у с. Борки Харьковской губернии произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Москву. Царская семья чудом осталась в живых. Черногорцы, узнав об этом, объяснили спасение благоволившего к ним императора Александра III заступничеством св. Петра. Указом черногорского митрополита Митрофана (Бана) по всей Черногории было установлено в день св. Петра Цетиньского ежегодное празднование чудесного спасения царской семьи.

Дивный миротворец Цетиньский желал, чтобы все люди жили в мире, все черногорцы и брджане - весь вверенный ему народ. Он умолял их и заклинал Богом Вседержителем, чтобы остерегались войн и ссор и жили в мире со всеми. Но когда требовалось душу свою положить за ближнего своего при защите родного очага, веры и народа православного от нашествия агарян и прочих завоевателей, тогда святитель сам шел впереди своего народа, как когда- то Моисей и Иисус Навин, поражая неприятелей десницей Всевышнего.

Богомудрый святитель Цетиньский был талантливым писателем.
Предлагаю отрывок одной из его поучительных песен (с сайта "С любовью к Сербии»).


ПОУЧЕНИЯ В СТИХАХ

Вот, послушай, дорогой побратим,
Или брат, прелюбезное имя,
Я тебе истину буду говорить,
Но заметь, не будешь каяться,
О чем давно говорили и сказали
Мудрые люди, которые знали,
Что среди турок и среди злых змей
Нет друзей христианам,
Как нет ясного разума у пьяниц,
Как ни во лжи нет сильной опоры,
Нет ни верного друга в трусе,
Ни порядочного человека в сварливом,
Не полагайся, братец, на человека алчного,
Который отступит от Бога Творца,
От закона и своей веры,
Который не дорожит отцом,
Отечеством и родом, матерью, племенем,
Потому что он не любит рода-племени,
Ни чести, ни честности,
Лишь богатство для обогащения,
За него он каждого продаст!
Это говорим только алчущим,
Алчущим людьми торговцам,
Которые любят богатство
И продают веру за неверие,
Дорогую веру отечества своего
А в конце концов и себя самого!
И так становятся изменником,
Похожим на несчастную и жадную лисицу,
Которая бывает приманкой обманута
И капканом схвачена;
И сама себя грызет и поедает
До тех пор, пока внезапно не придет охотник,
Камнем с палкой ее он добивает,
А в конце и кожу сдирает.
Пусть и с каждым это бывает,
Кто общее благополучие не уважает,
А кто будет изменником,
Поражен будет Божией десницей!
Ты же, братец, здрав и весел будь,
Для насущного не жалей свой труд!
Слушай мудрых и немного говори
И себя по христианскому пути веди.
Кто много говорит и без причин,
Каяться придется за слова свои;
Когда что скажешь и слово дашь,
Блюдись да не раскаешься;
Стыдно сейчас слово сказать.


В эпоху Средневековья Черногория была последним оплотом сопротивления турецким нашествиям. Город Цетинье - тогдашняя столица страны - стал духовным оплотом православных черногорцев. Правитель Черногории Иван Черноевич (1465-1490) устроил здесь княжескую резиденцию; в 1484 г. в Цетинье был основан монастырь. Православная Церковь во главе с митрополитом Цетиньского монастыря выступила инициатором объединения страны для борьбы с Османской империей. Впоследствии цетиньские владыки стали политическими правителями Черногории.

Самая известная реликвия города Цетине (Cetinje) – белокаменный монастырь - построен в 1701 году митрополитом Даниилом (Danil) на месте ранее разрушенного турками монастыря.

На территории монастыря работала первая черногорская типография, напечатавшая в 1493 году первую книгу на южно-славянском языке кириллическим шрифтом – Октоих (ее можно найти в монастырском музее). В 1880 году в монастыре открылась первая средняя школа в Черногории.
Цетиньский монастырь  В маленькой боковой келье хранятся бесценные реликвии, имеющие огромное значение для христиан: часть десницы Иоанна Крестителя (руки, крестившей Иисуса) и фрагмент Голгофского креста, на котором был распят Спаситель.

Путь этих реликвий в Цетиньский монастырь был труден. В 1798г., Мальта была взята войсками Наполеона и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу. Благодарные Павлу I за покровительство иоаниты передали в его владение святыни Мальтийского ордена — десницу Иоанна Крестителя, фрагмент голгофского креста и чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия Филермская» (по преданию, написанную евангелистом Лукой).

Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12 октября были перевезены в Гатчину вместе с нею и частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери.
святыни Мальтийского ордена С большим торжеством встречал царский двор подносимые ему в дар святыни.
Искренняя радость Павла принесла в дар святыням богатые - золотые, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями ковчеги, а для иконы Богоматери такую же драгоценную новую ризу.
В память того, что Филермская икона Богоматери была получена от мальтийских рыцарей, император распорядился, чтобы на новой ризе сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.
День 12 октября Святейшим Синодом был внесен в число праздничных дней Русского месяцеслова.
Мальтийские святыни - достояние Царствуещего дома постоянно находились в церкви Зимнего дворца, но ежегодно привозились на торжество праздника 12 октября.

Ко времени Октябрьского переворота в 1917 году святыни находились в церкви Зимнего дворца. В 1919-м священник Богоявленский, отступая с войсками Юденича, вывез их в Ревель. Потом реликвии попали в Париж. Их передали русскому атташе, а тот — Марии Федоровне, матери Николая II, жившей тогда в Копенгагене. После ее смерти дочери передали реликвии главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому). святыни попадут вначале в православный собор Берлина, а затем в православную Сербию - сербской королевской династии. Одно время десница Иоанна Крестителя была выставлена для поклонения в королевской часовне в Белграде. После оккупации Югославии фашистами членам королевской семьи пришлось покинуть страну, а святыни переданы Святейшему Патриарху Гавриилу (Дожичу) на сохранение.
Спасаясь от немецких окупантов святыни спрятали в отдаленном черногорском монастыре св. Василия Острожского.
В 1951-1952гг. коммунисты передали святыни в музей. И только в 1993г., в день праздника рождества Иоанна Предтечи, десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Крестного Древа вернулись в монастырь. Филермская икона по-прежнему находится в музее г. Цетина.

По милости Божией, в июне-июле 2006 года, в Россию для поклонения была доставлена великая христианская святыня, находящаяся сейчас в Черногории: Десница Иоанна Крестителя. Святыня побывала во многих российских городах. Радости у православных не было предела!

Открытое письмо поэта Валерия Новоскольцева главному редактору «Русской народной линии» Анатолию Степанову …

Фонд зарегистрирован 24.12.2003г., в Республике Черногория, по адресу резиденции Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Сербская Православная Церковь), в Богородицком монастыря г. Цетине, где и сохраняется десница Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя. Со стороны Русской Православной Церкви в состав учредителей вошел Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

В Черногории Фонд Десницы собирается строить церковь во имя царевича Алексея. Шаль цесаревича Алексея Романова



Наверх
На главную страницу
На карту сайта
Hosted by uCoz